[11841]
Упраўленне адукацыі адміністрацыі Першамайскага раёна г. Мінска

Дзяржаўная ўстанова адукацыi

"Сярэдняя школа №190 г.Мiнска"

Навіны ўпраўлення адукацыі

20.11.2017Мастер-класс по греко-римской борьбе
Подробнее...
20.11.2017«Реальный взгляд» на …
Подробнее...
18.11.2017Конкурс «Знать, чтобы жить»…
Подробнее...
17.11.2017Духовно-нравственное воспитание учащихся через взаимодействие семьи и школы на основе православных традиций
Подробнее...

Навіны камітэта адукацыі Мінгарвыканкама

22.11.201721 ноября 2017 года прошла городская молодежная акция «Здоровье и молодость»
Подробнее...
21.11.2017Республиканская творческая акция КВН «Осенний марафон» пройдет в г. Минске с 22 по 24 ноября 2017 года
Подробнее...
20.11.201715 ноября 2017 года состоялось второе заседание литературно-музыкальной гостиной «С нами память про войну»
Подробнее...
20.11.201716 ноября в Креативно-инновационном центре состоялся благотворительный концерт, который стал завершающим аккордом акции «Должны смеяться дети»
Подробнее...

Государственное учреждение образования  

«Средняя школа № 190 г.Минска»

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

“ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ”

 

 

          

 

 

    Фисенко Нина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

 

  Информационный блок

 

1.1 Актуальность  опыта

Изменения в общественной жизни страны вызвали изменения и в социальном заказе общества к учреждениям образования. Образования ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В  этих условиях очевидна неотложность решения проблемы духовно-нравственного  воспитания, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в школе.

Проблема воспитывающего влияния обучения имеет довольно долгую историю как в русской, так и в зарубежной педагогике. «Я. А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.» Учёные предупреждали о пагубности такого учебно-воспитательного процесса, где учёба становится главной целью, а воспитанию отводилось второстепенное , в основном во внеклассной работе, роль. Нравственное воспитание, душеобразование учащихся должно происходить именно в процессе обучения. Необходимо помнить, что на уроке воспитывает весь процессе обучения, а не так называемые воспитательные моменты.

         «Малому вдохнуть душу больного» - так сформировал педагогическую задачу истинного учителя М.М. Пришвин [1, с.25 ] и был, безусловно, прав. В воспитании личность наставника очень важна. Учитель - это творец, ваятель детских душ: хочет- сделает ученика умным, оптимистичным, трудолюбивым. В процессе воспитания через обучение ученик должен не подчиняться учителю, а становится самим собой под его влиянием.  «Творение человека требует высшего напряжения всех душевных сил, - предупреждал В.А. Сухомлинский родителей и педагогов. – Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство. Дети не только источник счастья. Дети- это счастье, созданное вашим трудом.» [2, с.111]

Какими же чертами характера должен обладать учитель-творец. Властитель душ учащихся? Изучение истории жизни выдающихся известных педагогов показывает, что к числу таких качеств относится: потребность учить, воспитывать, растить, совершенствовать, передавать опыт; самобытность внутреннего мира, одарённость, талантливость, незаурядность; гуманность, светлый ум, общительность, цельность, чистота натуры, душевная молодость, дар речи.

         Вышеперечисленный качества не являются врождёнными. Каждый, решивший посвятить себя воспитанию людей, должен развить их в своей душе, особенно в наше время, когда общество столкнулось с коррупцией, наркомании, алкоголизмом и другими тяжёлыми недугами. Наблюдение в антиценностях таких нравственных отношений, как примирение и любовь, расценивая первое как признак трусости, второе - как образец «плохого поведения в барах и ресторанах», а нравственные характеристики «послушный», «скромный» перестают указываться детьми среди основных положительных качеств.

          Подобное довольно размытое представление школьников о духовных ценностях связано с общим упадком нравственности в стране. Я считаю, что учитель бездуховности нашего времени должен противопоставить духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

 

1.2 Ведущие педагогические идеи опыта

 

Каким же путём можно соединить обучение и воспитание на уроках русского языка и литературы? Этот вопрос я и стараюсь решить в своей работе.

Я считаю, что на уроках русского языка и литературы воспитание и обучение не должны представлять собой два параллельных процесса, никак друг с другом не взаимодействующих. Выход, по-моему, в том, чтобы вводить лингвистическое содержание в сферу воспитательно значимой речевой деятельности.

Переживание массированного потока негативного, идущего с телеэкрана, со стороны газет, книг, из радиопередач, имеет своим результатом труднопоправимое: разочарование в человеке, потерю веры в людей. Это самое страшное, что может быть в мироощущении человека, в том числе и подрастающего. Вот тут-то на помощь и должен прийти духовный воспитатель – Учитель.

Одной из основных задач учителя является духовно-нравственное воспитание учащихся. Не неся духовности в воспитательном процессе, мы рискуем потерять не только личность, но и человека. В воспитании подрастающего поколения главное место, по-моему, принадлежит урокам словесности, ибо они – «человекоформирующие уроки», по выражению Е.И. Ильина. Педагог-новатор Е.И. Ильин справедливо замечает: «Наш урок по-особенному особенный: он отвечает за человека в целом, ныне как бы «рассыпанного» по предметно-учебной специализацией». [3, c. 51]

Таким образом, воспитательная функция для уроков русского языка и литературы является основной, ведущей. Я стремлюсь реализовать её, в том числе, и на уроках по развитию речи. Развитие речи – составная часть уроков русского языка и литературы. Эти уроки дают возможность учителю-словеснику обогащать детские представления об отношениях людей, предоставляют возможность познакомить учащихся с нормами правилами жизни в обществе, наконец, они помогают ребёнку сформировать нравственный идеал, которому он старается подражать.

Идеалы необходимы для воспитания. Однако это понятие в последнее время исчезло из нашего лексикона. Почему? Известно, идеалы творит действительность. Найти же в современной жизни прекрасных людей-образцов для подражания – нелегко. Поэтому я считаю, что в поисках идеала учителю-словеснику необходимо заглянуть в прошлое нашей страны. Я искренне верю, что восстановление исторической преемственности  традиций  народной жизни и святынь православной веры – шаг к духовному возрождению. Возрождение нашей нации – и есть, по-моему, сверхзадача учительского труда. Учителям необходимо помнить, что, вглядываясь в лица своих учеников, мы можем увидеть наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас.

 

1.3  Цель опыта

   

Создание системы духовно – нравственного воспитания детей для формирования социально- активной личности, разностороннего развития на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитания личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое  будущие .

 

1.4 Задачи

 

          Работать   над созданием условий для развития личности, побуждение ее к самоанализу, самовоспитанию  на основе литературных произведений прививать нравственные ориентиры  в жизни. Воспитывать любовь к родине, приобщая к истории культуры и литературы, раскрыть удивительные  судьбы. Повысить познавательную активность учащихся, обогатить устную и письменную речи.

 

1.5 Длительность работы над опытом - 3 года

 

     а) 1 этап -  начальный (констатирующий);

     б) 2 этап – основной ( формирующий);

     в) 3 этап – заключительный ( контрольный).

          Начальный период предполагает обнаружение проблем, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей.

          На формирующем этапе была проведена апробация темы «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы».

На контрольном этапе была выведена диагностика и результативность.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная идея технологии на уроках русского языка

 

2.1 Описание сути опыта

 

В работе «Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы» я попыталась раскрыть, как уроки русского языка и литературы могут помочь ребёнку сформировать в душе тот нравственный идеал, которому он старался бы подражать.

В последнее время перед учителем-словесником возникла следующая проблема: часто у школьников среднего звена не складывается должного понимания таких нравственных качеств, как милосердие, простодушие, миролюбие, терпеливость.

Воспитание, которое осуществляется не как процесс, параллельный обучению, механически с ним сосуществующий, а как введение лингвистического содержания в сферу воспитательно значимой речевой деятельности, имеет то преимущество, что учащиеся при этом сами идут от лингвистического содержания к содержанию реальных текстов, к реальной действительности. Конечно же, учитель должен проявить незаурядное мастерство, чтобы этого добиться.

Исключительные воспитательные возможности этих школьных предметов заложены в их эстетической природе. Имея своим «строительным материалом» слово, русский язык и литература обладают возможностью формировать нравственно-этические, социальные нормы и отношения. Приобщение ребят на уроках русского языка и литературы к искусству слова делает их чувства тоньше, сердца добрее, а помыслы чище и благороднее.

В осуществлении нравственного воспитания применительно к учебным предметам «Русский язык» и «Литература» я учитывала традиции отечественного образования. Ещё К.Д. Ушинский говорил о том, что «не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» («Родное слово»).

На уроках русского языка, работая над фонетическим и грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок,  поучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающие в детях православно-христианские добродетели.

При изучении темы «Синонимы», «антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, переживание, любовь, нежность, сердечность, переживание, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам записать понятия, близкие данному, затем каждый  знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждые понятия; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения».

Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословиц (Приложение 1).

Важно научить ребёнка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

Например: Жадность

                    Неприязнь – вражда – ненависть.

Воспитательная функция русского языка, я считаю, заключается в групповой форме работы. При организации такой формы у учащихся развивается сплочённость, активность, появляется чувство ответственности группы и каждого его члена.

Групповую форму работы я практикую не только при изучении нового материала, но прежде всего при закреплении и повторении.

      Работу на таком уроке организую следующим образом. Учащиеся рассаживаются в классе не так, как обычно, а группами во главе с консультантом (в течение изучения всей темы эта группа готовится по контрольным вопросам). Я задаю вопрос и определяю время на разрешение от 30 до 60 секунд в зависимости от сложности задания. Каждая группа может совещаться и решать, кто из ребят будет отвечать на данный вопрос, но по сигналу учителя все разговоры прекращаются и указанная мною группа начинает отвечать. Оценивается не только правильность ответа, но его полнота, глубина, качество приведённых примеров, а также речевое оформление. Если в ответе ученика была допущена неточность, речевая ошибка и тому подобное, учащиеся других групп могут исправить его, внести уточнение, набирая тем самым дополнительные очки для своей группы. По договорённости с учащимися оценка за работу на таком уроке выставляется всей группе, поэтому каждый член группы заинтересован в наилучшей подготовке, собранности и внимательности на самом уроке. Такие уроки не только дают возможность систематизировать и повторить материал по определённой теме, развивать речь учащихся, но играют огромную роль в воспитании чувства ответственности за результаты коллективного труда и ответственность коллектива за каждого его члена.

Обычно на таком уроке прекрасно работают даже самые слабоуспевающие ученики. Почему это происходит? Во-первых, с ними готовятся к этим урокам все учащиеся группы; во-вторых, они охотно готовятся сами к таким урокам и очень активно работают на самом уроке, им стыдно подводить товарищей; в-третьих, есть реальная возможность получить высокую оценку; в-четвёртых, сам дух состязания,  соревнования увлекает ребят.

II. Воспитательный эффект дают и элементы занимательности на уроке       (необычная постановка вопросов и формулирование заданий, интересные лингвистические факты  и факты, приводимые в анализируемых текстах, занимательные формы работы), элементы соревнования. В своей практике я использую следующие игры-соревнования:

      1. Игра типа «Кто больше…(Кто быстрее), тот победит». Например, кто больше подберёт однокоренных слов (одноструктивных слов, глаголов 2 спряжения и т.д.), тот будет победителем.

2. Игра на внимание типа «Кто меньше сделает ошибок в написании, произношении, употреблении слов?».  При её проведении могут использоваться сигнальные карточки, перфокарты, запись диктуемых слов на доске (представителям команд) и т.д.

3. Игра типа «Поднимаем руку, если в окончании глаголов пишется Е (пишется разделительный Ъ, после шипящих на конце пишется Ь и т.д.)». Подсчитывается количество ошибочно поднятых/не поднятых рук (по командам или по рядам). В итоге подсчитываются очки, определяется победитель.

4. Игра типа эстафеты. С последней парты передаётся по рядам листочек с примерами на какое-либо правило. Выигрывает тот, кто: 1) быстрее вручит учителю листок; 2)с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

5. Игра типа «У кого самый интересный вариант?» (Описания рисунка, загадки, ребуса, кроссворда, игрового задания) (Приложение 2).

Учителю необходимо помнить, что для организации игровых упражнений нужна особая интонация: несколько удивлений, интригующий тон, как бы приглашающий к игре, доброжелательно заинтересованная форма всех заданий, дружелюбное поощрение каждого удачного ответа.

III. Действенным примером воспитательного воздействия на учащихся при обучении их русскому языку является беседа. Одним из несомненных преимуществ уроков русского языка является то, что учитель может и организовать откровенную беседу по тому или иному этническому вопросу, и затронуть тот же вопрос незаметно для учащихся, давая лишь образцы для подражания, пищу для размышлений, оставаясь, казалось бы, в стороне от тех нравственных проблем, которые, по его замыслу, встают перед учащимися. Однако учителям русского языка необходимо помнить, что беседы, комментарии, замечания, вопросы, имеющие место на уроках русского языка и преследующие воспитательные цели, должны занимать минимальное время и полностью подчиняться дидактическим задачам урока. Так если я, например, провожу беседу о той или иной профессии, о герое войны, то я одновременно веду и подготовку к сочинению, изложению, устному рассказу, к восприятию текста упражнения. Если я поясняю, заключаю, значит это необходимо не только для моральной оценки, но и для лучшего понимания текста, оборота, слова. Если ставится вопрос нравственного содержания, он одновременно должен быть необходим для подготовки к выполнению практической работы, для оценки результата, выполненной на уроке работы, для лучшего понимания тех или иных языковых факторов. Воспитательные беседы, вопросы, комментарии, не несущие дидактической нагрузки, могут иметь место лишь в исключительных случаях, когда необходимость их совершенно очевидна, а откладывать на другое время не представляется возможным.

IV. Также на уроках русского языка для формирования положительных качеств личности я использую дидактический материал, так как считаю, что дидактический материал не только является средством для закрепления знаний, формирования навыков и умений, но и попутно выполняет функцию непреднамеренного воспитательного воздействия: языковая форма текстов служит целям обучения, а смысловое содержание этих текстов влияет на сознание учащихся, на их нравственные, эстетические, общественно-политические взгляды, на их поведение. Над содержанием подобных текстов в большинстве случаев не следует организовывать какой-либо специальной работы, преследующей воспитательные цели. Такая работа повела бы к нарушению специфики уроков русского языка. Работу по нравственному воспитанию совершает сам текст. Урок русского языка в таком случае развертывается как бы в двух планах: один план лингвистический, учебно-научный, требующий знания правил, определений и их применения, другой – необъявленный, но тоже насыщенный мыслями, огромным, очень  важным для жизни, содержанием, захватывающим внимание, заставляющим переживать, думать, соглашаться и не соглашаться, искать, ставить перед собой цели.

Суть воспитательного воздействия текстов – в их подборе, в уместности и своевременности их использования, в способности приблизить к учащимся их смысл без специальных бесед и пространных комментариев, главным образом средствами самого текста и его звучания. Для каждого урока нужен выбор языкового дидактического материала, и надо хорошо знать свой класс, чтобы выбор этот каждый раз был правильным.

Наиболее ценным в воспитательном отношении дидактическим материалом по русскому языку считаю народные пословицы и поговорки, так как она в предельно концентрированном виде несут в себе нравственный, бытовой, философский опыт народа. Воспитательный эффект от пословиц и поговорок достигается прежде всего проникновением ученика в их содержание, понимание нравственной позиции, выраженной в афоризмах. Понимание внутреннего смысла пословиц и поговорок достигается в результате кратких комментариев учителя или  самих учащихся, приведения примеров, иллюстрирующих  иносказательный смысл. В 5-6 классах необходимым бывает двойной анализ пословиц и поговорок – её прямого и переносного значений, сопоставление этих значений, установление связи между ними.

Воспитательное воздействие текстов, составленных из перлов народной мудрости, значительно усиливается тематичностью подборок. Восприятие  пословиц по разным темам затрудняется, смысл их плохо укладывается в голове, они не вызывают у ученика нужных ответных реакций.

V. В ходе изучения различных разделов языкознания учитель должен пользоваться теми методами и приёмами, которые стимулируют нравственное развитие учащихся. Я остановлюсь более подробно на тех приёмах, которые я использую при изучении «Лексика».

При освоении учащимися этого раздела языкознания я отвожу время над тематическими группами слов, имеющих общественно-политическое, нравственное или эстетическое значение: «честность, справедливость, скромность; ответственность, долг, товарищество, дружба; сознательный, принципиальный, трудолюбивый, дружелюбный; осудить, признать, уговорить, убедить, уважать, благодарить, содействовать; провоцировать, съязвить, обескуражить, подхалимничать» и т.д. Возможные задания: а) группировка, б) объяснение слов, подкрепляемое примерами из литературных источников и жизненных наблюдений,  в) подбор синонимов (правдивый -… , инициативный -… , принципиальный -… ),  г) антонимов (слабоволие-… , дружелюбие- … , откровенность- … ), д) однокоренных слов (скромничать – скромный, скромность, скромно).

Подобная работа позволяет связать лексическую работу с выявлением отношения учащихся к тем или иным качествам личности и формированием нравственного отношения.

В процессе словарно-тематической работы на последующих уроках обязательно провожу анализ 2-3 литературных примеров, в которых использованы слова, передающие нравственные качества человека. Например,  “… Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива”, “Белолица, чернобровка, нраву кроткого такого” (А.Пушкин). Задание: найдите слова, выражающие противоположные качества и потому выступающие в тексте антонимами. (Горда, ломлива, своенравна – нраву кроткого).

Идея духовного развития человека должна быть в основе воспитания. Мы не постигли многих законов развития общества, но ряд закономерностей прослеживается на протяжении тысячилетий. Всё доброе, гуманное прививается человеку через борьбу со злом, агрессивностью, жестокостью.

Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро.

Обратимся к источникам:

Русские сказки (побеждает добро в конце).

Былины. “Илья Муромец”.  Странники наставляли Илью Муромца: “Не помысли злом на татрина, не убей в чистом поле христианина”. Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель даёт ему благословение на добрые дела, “а на худые дела благословения нет”.

Поучения Владимира Мономаха. Вот некоторые высказывания:

-         Ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;

-         Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.

Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.

«Домострой» ХVІ века – краеугольное сочинение эпохи формирования русской нации. Книга эта наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святым и ГЛАВНОЕ – учила, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.

Достаточно перечислить только названия глав и сразу станет ясно, какой национальный памятник был запрещён в 1918 году:

- похвала жёнам;

- как детей растить;

- как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всём;

- как дом содержать; даже как щи готовить и т.д. Всего 17 глав.

Идея духовного развития человека должна быть в основе воспитания. Мы не постигли многих законов развития общества, но ряд закономерностей прослеживается на протяжении тысячилетий. Всё доброе, гуманное прививается человеку через борьбу со злом, агрессивностью, жестокостью.

          Бессценной является русская классика. Здесь всё выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. Её высшее назначение по Пушкину – бессмертие. Идея бессмертия души: “… душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит”

Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию. Роман “Евгений Онегин”. Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.). “Но я другому отдана, я буду век ему верна”,- говорит любимая героиня Пушкина. Даём правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества?

М.Ю.Лермонтов в “Песне про купца Калашникова…”  выставил героем удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню Кирибеевич – басурманский сын (обращаем внимание на нерусскую фамилию).

В 9-10-ых классах основное внимание направленно на своеобразие способов изображения человеческой личности. Литературные дискусси весьма ценны в нравственном воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Здесь неизменно сталкиваются характеры, надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, анкетирования.  Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, семинары, которые позволяют в непринуждённой форме рассуждать о настоящих человеческих ценностях, о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Изучая в 10-ом классе роман  И.С. Тургенева “Отцы и дети”, на семинарские занятия выношу тему: “Нравственная проблематика романа”. Ставлю цель: помочь ребятам на примере тургеневских героев определиться в воспросах самовосприятия, в мире вечных человеческих ценностей(любви, дружбы, отношения к природе, искусству).

Во вступительной лекции определяю три проблемы, которые будут вынесены на семинарские занятия: проблема преемственности традиций(“отцов” и “детей”);проблема долга и назначения любви и дружбы.

Эпиграф урока: Ничто так не возвышает человека, как активная жизненная позиция.

Беседа по проблеме «отцов» и «детей» строится по вопросам:

- В чём заключается суть заглавия романа?

- Что значит «преемственность традиций»?

- Можно ли назвать Базарова преемником традиций «отцов»?

- В чём смысл нигилизма Базарова?  В чём он прав? В чём его ошибки?

- Чувствуете ли вы долг перед своими родителями? В чём он заключается?

Прошу учащихся, отвечая на вопросы, соизмерять свои взгляды со взглядами Базарова, сформировавшимися в другую историческую эпоху.

Беседу по проблеме долга и назначения человека провожу по плану:

1. Каковы взгляды Базарова на назначение и место человека в жизни общества?

2. Равноценны ли понятия «смысл» и «цель» жизни?

3. Что значит «активная жизненная позиция»?

4. Как жить? Для чего жить? Можно ли эти вопросы рассматривать в отдельности?

Выслушав высказывания ребят, прослушиваем и обсуждаем ученические рефераты на тему «Кто герой нашего времени» или « Я и Базаров».

Большой интерес вызывает у учащихся проблема любви и дружбы в романе. Мы обсуждаем на уроке всего два вопроса, но горячо и страстно.

1. Почему Базаров одинок?

2. Обязательна ли в дружбе принципиальность?

В поиске ответов на эти вопросы, учащиеся широко используют текст романа, приводят примеры, взятые из жизни, кинофильмов, других художественных произведений.

В конце урока – обсуждение письменных работ «Я в дружбу верю горячо», даю оценку высказываниям учеников.

В романе Л. Толстого «Война и мир» ставится вопрос о соотношении рассудка и чувств. Автор изображает ситуации, в которых персонаж пытается подавить голосом рассудка, абстрактной идеей голос совести, нравственное чувство. Трудно переоценить значение таких эпизодов для воспитания десятиклассников. Состояние внутренней борьбы знакомо, конечно же, и им, и важно научить их видеть её механизм, давать ей правильную этическую оценку.

Итак, т.II, ч.I, гл.6. Душевное состояние Пьера после дуэли с Долоховым. Учитель читает фрагмент главы и кратко комментирует его.

      «Она во всём, во всём она одна виновата, - говорил он сам себе; но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: «Я вас люблю», которое было ложь, и ещё хуже, чем ложь, - говорил он сам себе. – Я виноват и должен нести… Что? Позор имени, несчастие жизни? Э, всё вздор, - подумал он, -  и позор имени и честь – всё условно, всё независимо от меня».

Нравственное чувство побуждает Пьера к упрёкам в собственный адрес (вопрос «Зачем я сказал ей: «Я вас люблю»?» постоянно тревожит героя). Но есть ещё и голос рассудка, который пытается успокоить мыслью об относительности всех нравственных понятий («и позор имени и честь – всё условно»).

Пьер приходит к ещё более безнравственной мысли, полностью отрицающей духовное начало в человеке, необходимость нравственных исканий: «И стоит ли того мучиться, когда жить остаётся одну секунду в сравнении с вечностью?»

Пьер мыслит здесь так, как ему удобно мыслить. И всё же доводы рассудка никак не могут его успокоить: «Но в ту минуту, как он считал себя успокоенным такого рода рассуждениями, ему вдруг представлялась она и в те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен  был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руки вещи».

Пьер находится в состоянии нравственного тупика. Но состояние это у разных людей имеет разное этическое и психологическое содержание. Старшеклассникам Л. Толстой поможет задуматься об этом. А некоторые из них сформулируют тему для своего сообщения: «Пьер и Андрей в состоянии духовного кризиса», «Состояние духовного кризиса в жизни Андрея и Пьера» и т.д. Ответ ученика может представлять собой анализ следующего высказывания С.Г. Бочарова: «Пьер человек мирской, в отличие от своего друга князя Андрея, которого всегда его гордость предохраняет от житейской путаницы, Пьер никогда и ничем от неё не предохранён и не защищён». Да и весь класс не должен остаться равнодушным к этому вопросу.

Можно ли пройти мимо этого эпизода? Конечно, нет. Слишком часто, к сожалению, в сознании людей возникают мысли, призванные заглушить голос совести. Важно, чтобы это не произошло. Иначе человек будет обречён на духовную деградацию. В таких ситуациях спасение можно найти в душевных терзаниях, мучениях, они не дадут успокоиться. Пусть к этим выводам пролегает через анализ романа Л.Толстого.

На уроке, посвящённом Наташе Ростовой, сходный эпизод ученики проанализируют самостоятельно, так как опят анализа у них есть (т. II, ч.V, гл.10).

Наташа вернулась из театра, где она увидела Анатоля. Её волнует вопрос: «Погибла ли я для любви князя Андрея или нет?» Но в ответ – успокоительная усмешка: «Что я за дура, что я спрашиваю это? Что ж со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его не увижу больше никогда… Наташа успокаивалась на мгновенье, но потом опять какой-то инстинкт говорил ей… что вся прежняя чистота любви её к князю Андрею погибла». Инстинкт – это нравственное чувство, которое Наташа не может заглушить никакими доводами рассудка.

Ученики почувствуют душевные страдания героини, осмыслят причины её страданий. Невозможно здесь не вспомнить о Пьере: если Наташа постоянно «в своём воображении повторяла весь свой разговор с Курагиным», то Пьеру постоянно представлялась Элен в те минуты, когда он ей лгал. Сама душа как бы вызывает в сознании героев картины, тревожащие их. Действительно, во внутреннем мире этих персонажей есть общие черты. Рассмотренные эпизоды объясняют, почему Пьер мог понять Наташу в трудной ситуации и простить её: «…но теперь ему сделалось так жалко её, что в душе его не было места упрёку».

Ответ на вопросы: «Почему Пьер почти сразу простил Наташу, а Андрей – только перед смертью? Кто из них был прав?» - потребует  умения соотносить эпизоды, видеть нравственную и психологическую суть героев Л.Н. Толстого. Роман даёт много нравственных уроков. И один из них – умение понять другого человека, простить его. А это подчас требует преодоления собственного «я». Простить – значит забыть о душевной ране, боли, нанесённой этим человеком. И возникают вопросы, обращённые уже не к героям Л. Толстого, а к самим себе: умеем ли мы прощать? Что нам помогает и мешает прощать? Какова цена нравственной чистоты человека?

Выявление  авторского отношения к обсуждаемым проблемам побуждало школьников занять определённую позицию, высказать свой взгляд на прочитанное. Комментируя любимую мысль Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться  и лишаться. А спокойствие – душевная «подлость», ученики высказывали суждения о том, как важно и непросто искать и найти высокую цель в жизни.

Таким образом, внимание к моральным проблемам на уроках русской классической литературы, выявление общечеловеческого аспекта приближают произведения прошлого  современной жизни, усиливают воспитательное воздействие.

 

2.2. Результативность и эффективность опыта

 

          Проделанная мною работа позволила достичь определённых результатов.

Я использовала материалы, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Показала бережное отношение к слову, так как оно открывает для учащихся мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, моделировала урок в разных технологиях, использовала различные методические приёмы, активизировала познавательную деятельность разными эффективными способами, повышала качество гуманитарной подготовки.

Результат формирования ценностных ориентаций личности- дело не одного года. Мои ученики стали чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, понятия долг, честь, ответственность, порядочность не остались для многих фразами из книг, но такие уроки стали поистине уроками «нравственности».

         Учащиеся принимали участие в научно-практических конференциях по темам  «Краски, запахи и звуки в произведениях К. Г. Паустовского»,   «Культура речи молодёжи в современном обществе»,  «Поэзия Великой Отечественной войны как лирическое осмысление эпохи».

Я считаю, что моя задача выполнена, проделанная мною работа достигла положительного результата. Качество знаний представлена таблицей и на диаграмме, а так же диагностика сформированности нравственных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

 

Духовно нравственное воспитание детей становится наиболее успешными при учёте социокультурных условий, возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей.

Процесс восприятия культуры собственного народа идёт эффективнее через обогащение внутреннего опыта ребёнка, путём формирования у него познавательных навыков.

Дети - наше будущее, но они и наше настоящее. От того, какими они вырастут, зависит не только их благополучие, но и нравственное здоровье всего общества.

И духовно-нравственное воспитание является тем спасательным мостиком, который позволит связать воедино прошлое и настоящее, обрести народу почти угаснувшие сегодня национальную гордость и самосознание.

В методической разработке «Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы» я попыталась показать, как уроки русского языка и литературы могут помочь ребёнку сформировать тот нравственный идеал, которому он старался бы подражать.

Определяющее значение в нравственном воспитании школьников, я думаю, имеет, прежде всего, личный пример учителя. На уроке всё происходит под руководством учителя. Характер детских отношений на уроке во многом зависит от способности учителя вспоминать собственное детство, от умения не заметить тех поступков, которые совершены ребёнком случайно, от умения сопереживать с детьми, жить их интересами.

Учитель – открыватель мира для детей. Однако эту роль он может выполнить лишь в том случае, если является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности.

Учитель чем-то выше ученика. Но и ученик во многом превосходит учителя. Необходимо не только учить, но и постоянно учиться у своих учеников. Они- сотрудники, со творцы и соратники педагога. Только такой урок- урок-взаимодействие может создать благоприятные условия для нравственного развития наших учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании/ А.В. Бабаян// Педагогика- 2005- №2- С. 67-68

 

2. Бандаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реальзыции школьной реформы: Учеб. Пособие./ Е.В. Бондаревская- Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361 с.

 

3. Богданова О.С. и др. О нравственном воспитании подростков: (В помощь классным руководителям 4-8 кл.)- М.: Просвещение, 1979-25 с. [1 c 25]

 

4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И. Божович// Вопросы психологии.- М.: Просвещение, 1975- 51 с. [3 c 51]

 

5. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку: (4-8 кл.). Пособие для учителей.- М.: просвещение, 1982- 208 с.

 

6. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на руках русского языка.- М.: Просвещение, 1990- 176 с.

 

7. Дробницкий О.Г. Проблемы нравсвтенности./ О.Г. Дробницкий – М.: Проствещение, 1977- 53 с. [4 c 53]

 

8. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условия/ Т.Г. Жарковская// Стандарты и мониторинг в образовании- 2003-№3- С. 3-12

 

9. Поднаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985- 208 с.

 

10. Поиск новых путей: Из опыта работы/ Сост. С.Н. Громцева.- М.:Просвещение, 1990- 191 с.

 

11. Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка: Из опыта работы: Кн.: для учителя/ Сост. Г.А. Богданова, С.И. Львова.- М.:Просвещение, 1988- 143с. [2 c 11]

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

На уроке русского языка с целью духовно-нравственного воспитания я использую разнообразные виды упражнений.

1. «Собери пословицу»

Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, формирование таких качеств, как любовь к Отечеству, желание преумножить богатство страны. Берется, легко узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами.

Задача детей – восстановить исходный текст. Записываем версии детей, находим правильную и предлагаем подумать, почему же именно этот вариант остался в памяти народа. Всего лишь одно предложение поможет научить детей видеть смысл простых слов, чувствовать, как изменяется суть целого от перемены мест отдельных частей.

2.«Найди лишнюю пословицу»

Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного

1) на родной стороне и камешек знаком.

2) на чужой стороне и весна не красна.

3) с родной земли – умри, не сходи!

4) научит горюна чужая сторона.

Лишней оказалась третья пословица, где речь идет о защите своей земли, а не о тоске по ней. Суть 1, 2, 4 пословиц сводится к тому, что своя сторона сильнее чужой.

3. «Найди пару».

Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления.

Необходимо сконструировать пословицы по смыслу.

1) кто грамоте обучен, тому не пропасть.

2) руби дерево по себе.

3) знание никому не в тягость.

4) без корня и полынь не растет.

5) по Сеньке и шапка.

6) родимая сторона - мать, чужая – мачеха.

Ответы: 1-3, 2-5, 4-6.

4. «Перевод с русского на русский».

Цель: умение понимать смысл пословиц, расширение словарного запаса, знакомство с синонимами, работа с толковым словарем.

«зашифрованную» пословицу возвратим в исходное состояние.

О своей родине с любовью думаешь, когда в чужой стороне находишься.

Ответ: нет ничего на свете краше, чем родина наша.

5. «Изобрази пословицу пантомимой»

Цель: обратить внимание детей на возможность передачи мысли с помощью мимики и жесты, развить умение читать их.

Пословицу показывают. Ее отгадывают.

Это упражнение позволяет запомнить пословицу и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

6. «Сходные пословицы»

Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления.

К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Пословицы разных народов

Русские пословицы

1. плоха птица, которая собственное гнездо пачкает (английская).

1. глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

2. на чужбине еще больше родину ценят (афганская).

2. своя сторонушка и собаке мила.

3. когда народ един, он непобедим (китайская).

3. если дружба велика, будет Родина сильней.

4. жизнь на чужбине – мучение (турецкая).

4. чужбинушка не по шерсти гладит.

 

7. «Сочиним пословицу»

Цель: развить умение понимать смысл пословиц.

На доске написаны половины пословиц, нужно подобрать часть от другой пословицы так, чтобы пословица приобрела смысл.

«родимая сторона мать, …»

«всякому мила …»

Через конкретные художественные образы пословиц и поговорок я вела учащихся к осознанию богатства и величия Отчизны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Игры на уроках русского языка

  1. Игра «Кто больше».

Мой друг - преданный, верный, чуткий, отзывчивый, внимательный. Если приходит беда, мой друг становится храбрым, отважным, мужественным, смелым, бесстрашным.

  1. Игра-упражнение.

Подберите антонимы к словам, характеризующим вашего четвертого друга: дружелюбный- враждебный, гигант- карлик, могучий- слабый, отважный- трусливый, простодушный- хитрый, угрюмый- весёлый.

Запишите фразеологизмы, подберите к ним синонимы.

Гусь лапчатый…(пройдоха, проходимец), Тише воды, ниже травы…(робкий), Рукой подать…(близко), Воды не замутит…(прыткий).

  1. Лексико-фразеологическая игра.

Прочитайте фразеологизмы, укажите их значение одним словом.

Рыцарь без страха и упрёка…(великодушный).

Зимой снега не выпросишь…(жадный, корыстолюбивый).

Звезда первой величины…(прославившийся).

Искатели приключений… (путешественник).

Своя рука - владыка…(независимый, своевольный).

 

Фрагмент  урока -КВН.

Правописание корней с чередующимися гласными.

Цель: обобщение и закрепление материала по теме; развитие умения обобщать, анализировать и выбирать нужную информацию; воспитание культуры общения и умение работать в коллективе.

 

Сообща можно и горы свернуть.

(Пословица)

Ход урока:

1. Организационный момент: определение команд, выбор капитана.

Правила работы в группе (команде): 1) выслушать друг друга; 2) говорить по очереди; 3) мысли каждого являются важными; 4) избегать указаний, заявлений.

2. Тренировочные упражнения и задания – конкурсы.

1) Приветствие. Класс разбит на 3 команды. Командам вручается стихотворение- приветствие, которое записано по строчке на листочках.

  Задание: составить командам приветствие ии зачитать.

1-ая команда- “ Загоревшие на заре”

                   Мы отвечаем дружо,

                   И здесь сомнений нет,

                   Сегодня будет дружба

                   Владычицей побед.

2-ая команда- “ Несклоняемые росточки”

                   И пусть острей кипит борьба

                   Сильней соревнование,

                   Успех решает не судьба,

                   А только наши знания.

3-я команда- “ Слагаемые – касаемые”

                   Соревнуясь вместе с вами,

                   Мы останемся друзьями.

                   Пусть борьба кипит сильней-

                   Наша дружба крепнет с ней.

 

3. Разминка.

- Закончите пословицу о дружбе. (Пословицы поочерёдно предлагаются командам).

          Голова без дружбы- пища без …(соли)

          Доброе братство дороже…(богатства)

          Как стекло: разобьёшь- не…(сложишь)

          Друзья познаются в…(беде)

          Один ум хорошо, а два…(лучше)

          Старый друг лучше…( новых двух)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Тема урока: Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского.

Цель: Развивать и совершенствовать глубокое более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения; формировать умение свободно высказывать своё суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ; учить анализировать произведение, размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной последовательной доказательной речи - устной и письменной. Выяснить в чём состоит душевная глубина и своеобразие Андрея Болконского на пути в непрерывных поисках истины, и каков принцип изображения Толстым положительных героев.

Задачи: уметь анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока; воспитывать хорошего читателя, уметь видеть глубину художественного текста чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетическое наслаждение.

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение, слово учителя, умеющее цельно правильное  и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения, беседа.

Словарная работа: честь. Как вы понимаете значение данного слова?

Честь - это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Подбор синонимов.

Князь Андрей - наследник отца, Николая Андреевича Болконского, который, умирая, думает о судьбе России. Имя Андрей означает храбрый, мужественный, Апостол Андрей- ученик Христа, проповедовал заветное христианство на Руси.

Определяют эпизоды, которые являются повторными в судьбе князя Андрея. Разочарование в светской и семейной жизни. Война 1805 года - желание славы. Ранение под Аустерлицем - «вечное небо, покой». Богучарово - изменение положения крестьян, спор с Безуховым о смысле жизни. Попытка служить государству (Аракчеев, Сперанский). Влюблённость в Наташу - желание жениться. Разрыв с Наташей. Война 1812 года - «наш князь» - единение с народом. Определяют эпизоды, которые являются поворотными в судьбе князя Андрея. Разочарование в светской и семейной жизни. Война 1805 года – желание славы. Ранение под Аустерлицем - <вечное небо, покой >. Богучарово – изменение положение крестьян, спор с Безуховым о смысле жизни. Попытка служит государству (Аракчеев, Сперанский). Влюбленность в Наташу – желание жениться. Разрыв с Наташей. Война 1812 года - <наш князь > - единение с народом.
Учащиеся  делятся на группы. Состав групп определяется произвольно, 6-7 человек в группе, они составляют план ответа или полный ответна вопрос (часть вопроса). Задания группе распечатаны. Каждая группа учащихся знакомит со своими мыслями на тему <Духовное искания А. Болконского, делает запись высказывания по заданию группы, по возможности определяют вклад каждого члена группы в общую работу.
Группа 1.

Вчера в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения к окружающими.Почему он здесь “чужой”? (т. 1. Ч. 1. Гл. 3—5).
          Группа в армии, в штабе Кутузова . Отношение офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. Гл. 3,7)

Шенграбен. Зачем князь Андрей идёт в армию Багратиона? Цель Шенграбенской  битвы. Эпизод на батарее Тушина.

Военный совет после битвы . Честный поступок князя  Андрея. Ощущение , что “все это не то” (т. 1. ч. 2. Гл. 21).

Аустерлиц. Подвиг Князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром , Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. Гл.16-19)

Группа 2.

Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах.

Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. Гл. ХI).

Новое разочарование, кризис. Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).

Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме ( Т. 2 ч. 3. Гл. I-III).

Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т.2 ч. 3 гл. IV, XVIII).

Любовь к Наташе и разрыв с ней.

Группа 3.

Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение  с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.

Отказ служить в штабе. Отношения с офицерами (т.3. ч.1. гл. XI;ч. 2. Гл. V, XXV).

Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли «наш князь». Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV-V, XIX-XXXVI).

Встреча с Анатолием Курагиным в госпитале – прощение. Встреча с Наташей – прощение. Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. Ч. 2гл. XXXVII ; т. 3. Ч. 3 гл. XXX-XXXII).

Затем каждая группа получает возможность выступить по своей теме. В результате обсуждения трем делается общий вывод. Главное в уроке – это совместный поиск истины.

Цель: установление осознанности учащимися подготовленного вывода.

Учитель зажигает свечу как символ жизни человека.

Итак, давайте пройдем вместе с Андреем Болконским  дорогой его духовных исканий (учитель приходит на помощь в случае затруднения).

Какие эпизоды являются поворотными в судьбах героев?

Беседа по роману с пересказом эпизодов и кратким комментарием. Передача содержания текста учащимися как способ аргументации.

 

Поисково-исследовательская работа:

Задание группе 1.

Каким предстает перед нами князь Болконский в салоне А.П. Шерер?

Кому искренне обрадовался Андрей?

Почему Болконский решил пойти на войну?

О чем мечтал Андрей?

О чем думал князь на кануне Аутерлицкой битвы?

Как вел себя герой на батарее Тушина?

Что стало символом нового, высокого понимания жизни героя?

Задание группе 2.

Что взволновало Андрея в Отрадном?

Какие мысли вызывали у Андрея встречи со старым дубом?

Есть ли связь между этим образом и небом Аутерлица? Какой?

Почему Болконский разочаровался в общественной деятельности?

Что привлекало князя Андрея в Наташе?

Задание группе 3.       

Причины разочарования князя?

Какие события отвлекли Болконского от жизненных неурядиц?

Как князь Андрей командовал полком? Какие черты характера проявились?

Почему Болконский отказался служить в штабе Кутузова?

Как был ранен герой? Что чувствовал он, о чем думал?

Как отреагировал князь, увидев Анатолия Курагина?

Какую книгу попросил в Мытищах? Почему?

Какими были последние дни жизни Болконского?

Учитель показывает в презентации опорный конспект. Предлагает выступить группам по опорному конспекту:

         1812

Европа

О, благо, благо

Слава

«Неужели мне открылась истина, чтобы я жил во лжи..?»

Месть

Любовь

Дружба

Подведение итогов работы при помощи конспекта:

Несколько взлетов и падений пережил князь Андрей в своей жизни. Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. Самое главное, он не трус, не карьерист, не «ищет уютного местечка». Князь появляется в салоне Шерер и, еще не зная его, мы можем сказать нечто важное. Что именно?

Выступает первая группа

У Болконского скучающий вид, красивое лицо портит гримаса. Но мы узнаем, что он может быть совсем другим с теми, кого любит… когда Пьер спросил его, зачем он идет на войну, он отвечает «… я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».

Князь не удовлетворен пустой светской жизнью, он хочет большего, он мечтает о славе. И хочет заслужить ее настоящим подвигом, настоящим делом. Его задевает тщеславие, свойственное светскому обществу, он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни. После Аустерлицкого сражения его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон – мелким.

         Выступает вторая группа

После войны 1805-1807 года Болконский возвращается домой и живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое. Дружба с Пьером Безуховым возвращает его к жизни. Он страдает из-за отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но потом понимает, что они оторваны от жизни. В его жизни появляется Наташа Ростова, и он вновь наполнен желаний, сил, едет в Европу, мечтает. Но…

Выступает третья группа

         Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполнены: он желает отомстить Курагину, выступает за Отчизну, участвует в общем патриотическом деле. Но и тут его постигает разочарование. Он понимает, что жить надо для добра. Быть добрым вообще, понимать и любить людей. Он понимает, как был жесток с Наташей, становится мягче, добрее, мудрее. Только такому активному человеку нудно активное выражение любви. Его не оказалось. И встал перед Болконским тупик.

Проблемный вопрос: можно ли считать князя «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, «как жить, чтобы жить честно…» (слайды 2,3,4)

Итоговый вопрос;

Если бы князь Андрей не умер и его поиски продолжались, к чему бы они его привели?

Демонстрация фрагмента художественного фильма «Война и мир».

Какая из предложенных вам цитат наиболее полно подходит к изображению князя Андрея?:

- «чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать  бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие – душевная подлость»

Учитель тушит свечу.

Домашнее задание:

1. почему князь Андрей и Пьер - друзья?

2.какое место занимает любовь в жизни князя?

3. какую роль играет природа в жизни людей, сточки зрения Л,Н, Толстого?

 

 

Приложение 4

Качество знаний учащихся

 

 

 

2012-2013 г.

2013-2014 г.

2014-2015 г.

Русский язык

47%

63%

74%

Русская литература

           77%

83%

87%

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Результаты анкетирования  “Мои духовные ценности”

 

         В анкетировании принимало участие 32 учащихся 11 “А” класса.

 

  1. Глупо рисковать ради другого человека - 87%
  2. Я допускаю, что могу ошибаться в жизни - 57%
  3. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей - 45%
  4. Для меня важно найти смысл собтвенной жизни - 62%
  5. Приходилось ли Вам вибирать: принести пользу себе, но сделать больно другим, ради дистижения положительных результатов?  - 13%
  6. Приходилось ли Вам жертвовать своими интересами ради других людей? - 29%
  7. С кем из литературных произведений ты хотел бы подружится и почему? (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Евгений Базаров и др.)  - 90%
  8. Какие качества привелекают в герое? (мужество,самоотверженность, долг, честь, справедливость)  - 89%

9. Помогают ли Вам в жизни герои литературных произведений?

Да - 71%.

Нет  -  29%.

  1. Дать определение таким понятиям, как:

Счастье - 11%

Свобода - 9%

Мудрость - 13%

Умеренность - 7%

Справедливость - 10%

Дружба - 10%

Добро- 11%

Милосердие - 9%

Долг - 8%

Ответственность  - 12%

  1. Пронумируй по порядку те качества в человеке, которые Вы оцениваете ниже:

1) Честный - 30%

2) Справедливый - 25%

3) Умный - 15%

4) Культурный - 10%

5) Веселый - 10%

6) Модный - 5%

7) Нарядный - 5%

 

 

 

 

 

Карысныя спасылкі