[11841]
Упраўленне адукацыі адміністрацыі Першамайскага раёна г. Мінска

Дзяржаўная ўстанова адукацыi

"Сярэдняя школа №190 г.Мiнска"

Навіны ўпраўлення адукацыі

20.11.2017Мастер-класс по греко-римской борьбе
Подробнее...
20.11.2017«Реальный взгляд» на …
Подробнее...
18.11.2017Конкурс «Знать, чтобы жить»…
Подробнее...
17.11.2017Духовно-нравственное воспитание учащихся через взаимодействие семьи и школы на основе православных традиций
Подробнее...

Навіны камітэта адукацыі Мінгарвыканкама

22.11.201721 ноября 2017 года прошла городская молодежная акция «Здоровье и молодость»
Подробнее...
21.11.2017Республиканская творческая акция КВН «Осенний марафон» пройдет в г. Минске с 22 по 24 ноября 2017 года
Подробнее...
20.11.201715 ноября 2017 года состоялось второе заседание литературно-музыкальной гостиной «С нами память про войну»
Подробнее...
20.11.201716 ноября в Креативно-инновационном центре состоялся благотворительный концерт, который стал завершающим аккордом акции «Должны смеяться дети»
Подробнее...

Государственное учреждение образования 

«Средняя школа № 190 г.Минска»

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

“ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ  УЧАЩИХСЯ”

 

 

                                                                                

  

 

 

Титенская Лариса Андреевна,

учитель истории

8(017)264-24-90

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  1. Информационный блок

1.1.          Актуальность опыта

Государство и общество предъявляют к выпускникам учреждений общего среднего образования высокие требования: сформированность общеучебных и предметных компетенций, творческая подготовленность к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании «целями образования являются «формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося» (статья 11), а одной из главных задач – «создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально-значимой деятельности» (статья 18).

Одна из главных функций образовательного процесса - познавательно-развивающая функция, которая при изучении истории заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии. Актуальной проблемой является необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущем. Таким образом, актуальность опыта обусловлена:

- важностью проблемы формирования познавательной активности учащихся;

- выбором исследовательской деятельности как средства формирования познавательной активности учащихся.

Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволил выявить ряд противоречий:

- между декламируемой необходимостью развития познавательной активности обучающихся и утратой познавательных интересов к истории;

- между необходимостью овладения школьниками способами познавательной активности, включения каждого обучающегося в исследовательскую деятельность и отсутствием универсальной системы методов и приемов, способствующих реализации поставленной задачи.

Исследовательская деятельность развивает у обучающихся способность занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности, в старших классах – развивать исследовательскую компетентность и профессиональные навыки. Кроме того, исследовательская деятельность позволяет учащимся не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуального труда.

 Главным становится вопрос о том, как создать для школьников разного уровня познавательной активности такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у учащихся исследовательского отношения к миру, становлению у них исследовательской позиции. На уроках истории я стараюсь создавать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к предмету, эмоционально-чувственным восприятием и выбором будущей профессии.

Я считаю, что успешная исследовательская деятельность в старших классах возможна при условии формирования исследовательских умений и навыков на начальной и средней ступенях обучения. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков, в процессе которого необходимо сочетать соответствующие методы и приемы поурочной и внеклассной деятельности.

1.2.          Ведущая педагогическая идея опыта

При определении качества учебной деятельности обучающегося ведущей является предметная компетенция. Одним из основных способов формирования предметной компетенции по истории является участие в исследовательской деятельности. Учебное исследование предполагает познавательную деятельность, в которой учащиеся используют методы исторической науки, вносят в исследовательский процесс свое оригинальное решение проблемы, используют широкий круг источников, применяют более совершенные методы познавательной деятельности. Тематика исследования определяется требованиями учебной программы и предполагает получение субъективной научной новизны.

Учебная исследовательская работа – творческая работа, выполненная под руководством учителя и позволяющая сформировать у учащихся интерес к научному творчеству, обучить их методике и способам самостоятельного решения учебных исследовательских задач. Она способствует развитию мышления и самостоятельности, углублению и закреплению полученных при обучении теоретических знаний. Важно и то, что участие в исследовательской деятельности позволяет выявить наиболее одаренных и талантливых учащихся, использовать их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач.

Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития познавательной активности у обучающихся на ІІ ступени общего среднего образования через организацию исследовательской деятельности по истории.

1.3.          Цель опыта

Формирование познавательной активности учащихся на уроках истории и во внеурочной время  через организацию исследовательской деятельности

1.4.          Задачи

  1. Использование методов, способов и приемов, направленных на обеспечение оптимального процесса обучения и развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности, развитие положительного отношения, интереса к истории
  2. Формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности
  3. Разработать систему занятий, которая помогла бы сформировать у учащихся навыки поисковой и исследовательской деятельности

1.5.          Длительность работы над опытом

         Я занимаюсь данной проблемой на протяжении 10 лет. За этот период мной был накоплен большой опыт организации исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время, а также представления результатов учебной исследовательской работы на научно-практических конференциях.

         Работа над опытом осуществлялась в несколько этапов:

1 этап – начальный (констатирующий) – 2006/2007 учебный год;

2 этап – основной (формирующий) – 2007/2014 учебные годы;

3 этап – заключительный (контрольный) – 2015/2016 учебный год.

         На первом этапе изучалась научно-методическая и учебно-методическая литература по исследуемой проблеме, психолого-педагогическая литература. Была проведена диагностика по выявлению уровня познавательной активности школьников. Разрабатывались практические приемы работы по развитию познавательной активности обучающихся.

         На втором этапе разрабатывалась система занятий, включающая  исследовательскую деятельность обучающихся, диагностических заданий, в ходе выполнения которых осуществлялась оценка эффективности методов и приемов развития познавательной активности школьников.

         На третьем этапе осуществлялось обобщение результатов  исследования, апробировалась, корректировалась разработанная система занятий.

  1. Описание технологии опыта

2.1 Описание сути опыта

Основной проблемой в решении повышения познавательной деятельности учащихся является активизация обучения школьников.

В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника:

- мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

- умения и навыки работы с учебником и другими источниками информации;

- умения и навыки работы, связанные с культурой устной и письменной речи;

- специальные исследовательские умения и навыки (в старших классах)

С учетом возрастных особенностей учащихся можно выделить два этапа формирования исследовательских навыков:  у учащихся V-VII  и VIII-IX классов. В V-VII  классах на уроках истории необходимы организация работы с различными источниками информации: текстом учебника, историческими текстами, картами, картосхемами, графиками, таблицами, иллюстрациями и учебными картинами, аудио- и видеоинформацией, а также их анализ, характеристика, сопоставление и сравнение. Составление плана текста развивает такие умения, как выделение логических частей, определение главного. Составленные мною памятки характеристики событий, исторических деятелей, государства развивают умения и навыки работать по образцу, плану или алгоритму  (Приложение1). Чтение и составление хронологических, сравнительных и обобщающих таблиц, диаграмм, схем и графиков развивают аналитические способности учащихся.

Систематическая работа с понятиями в V-VII   классах (от заучивания к самостоятельной формулировке, сравнению, определению степени обобщенности) формирует навык работы с определениями и терминами, который необходим для исследовательской деятельности. Учащиеся привыкают работать со словарями, справочниками, энциклопедиями. Творческие способности и навыки письменной речи проявляются при составлении описания событий от имени исторического персонажа.

В VIII-IX классах активизирует деятельность учащихся на уроках истории проблемное обучение, которое развивает умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему. Умения самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволяет учащемуся от умений формулировать личное суждение-ответ перейти к умению выбрать альтернативу на основе имеющейся информации и логически освоить практику принятии рационального решения.

С V класса уже начинаем работать с текстами по методу ключевого слова. На уроках я детально объясняю учащимся, как работать с текстом данным методом:

1)    Сначала прочитайте весь текст и определите в нем одно ключевое слово, являющееся центральным понятием

2)     Определите в этом тексте два прилагательных, характеризующих ключевое понятие

3)    Определите три глагола, объясняющих, что произошло с ключевым понятием

4)    Составьте короткую фразу (5-7 слов), которая будет служить выводом по содержанию материала

5)    Выразите собственное отношение к событиям, с которыми ознакомились

Межпредметные и внутрипредметные связи  на уроках – необходимое условие для формирования целостной картины мира и исторического развития. Учащиеся V-VII классов способны подбирать дополнительный материал, опираясь на сформулированные мною вопросы. Считаю, что учитель должен научить детей делать выписки, работать со справочной литературой. Неоценимую помощь могут оказать уроки, на которых обучающиеся знакомятся с разными видами исторической литературы и учатся работать с библиотечными каталогами. Применение этих навыков необходимо при участии учащихся в конкурсах исследовательских работ.

Одним из способов формирования учебной исследовательской деятельности является экскурсия. На ней ученик сопоставляет разноплановую информацию, следит за логикой изложения, улавливает взаимосвязь общего и частного, учится наблюдать. Чтобы закрепить интерес к предмету, я использую такие формы работы, как конкурсы, викторины, игры (Приложение 2). А возможность продемонстрировать результаты собственной исследовательской деятельности во время конкурса или игры создает ситуацию успеха и социальное признание результатов интеллектуального труда.

В ходе работы над опытом мною был разработан алгоритм осуществления педагогических действий по организации исследовательской деятельности.

В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы:

- мотивация – создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза;

- исследование – поиск фактов для обоснования и опровержения гипотезы;

- обмен информацией – изложение результатов исследования;

- организация информации – классификация полученных результатов;

- нахождение общей идеи;

- подведение итогов, рефлексия (достигнута ли поставленная задача исследования, каким образом она достигнута, что осталось невыясненным).

Такая цепочка является неотъемлемой частью исследовательской деятельности, определяющей ее структурную модель, как на уроках-исследованиях, разработанных учителем, так и на других формах занятий.

Основные шаги, используемые учителем при конструировании урока-исследования:

1 шаг – формулирование обобщения урока: что ученик должен узнать на уроке, какой принцип, закономерность, выявленную связь между явлениями.

2 шаг – определение материала, который должен быть изучен учащимся для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Учитель отбирает материал с учетом дифференциации обучения, группируя учащихся по познавательным потребностям, возможностям и уровню подготовки по истории.

3 шаг – конструирование проблемной ситуации для учащихся, определение динамического стержня урока, мотивации. Учитель проектирует задание, выполнение которого обеспечивает возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного.

4 шаг – продумывание состава групп, распределение материала для изучения по группам, формы представления работы.

Пример урока-исследования по учебному предмету «Всемирная история» «Россия в начале ХVII в. Смутное время» в 8 классе.

Цели урока:

Познавательная цель: сформировать  и закрепить знания об основных событиях Смутного времени

Развивающая цель: развитие навыков по работе с текстами источников, исторической литературы и учебника, умение анализировать, находить ответы на вопросы, обобщать и делать выводы.

Воспитательная цель: воспитание чувства сострадания, представлений о долге, верности, ответственности человека и политика.

  1. Этап вызова

Знакомлю учащихся с темой, целями урока и ставлю задачу: ответить на вопрос «Что такое Смута в истории России?». Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что происходило в политической, социально-экономической и духовной сферах общества в России начала ХVII века. По ходу урока делайте записи в таблицу (таблица состоит из трех колонок: политическая сфера; социально-экономическая сфера; духовная сфера).

Проверяем домашнее задание: когда, какие правители правили в России в начале ХVII века, как они получили власть?

2.Этап осмысления

Класс делится на шесть групп, каждая группа получает карточки с заданиями и отрывками из литературы. Учащиеся самостоятельно ищут ответы на вопросы задания в учебнике и исторической литературе. Затем каждая группа представляет свои ответы, весь класс заполняет таблицу о проявления Смутного времени.

Исследование организуется в группах по темам:

1.Борис Годунов.

2.Лжедмитрий І.

3.Восстание И.Болотникова.

4.Лжедмитрий ІІ.

5.Открытая интервенция.

6.Нравы Смутного времени.

3.Этап рефлексии

Учитель: давайте ответим на вопрос урока «Что такое Смута в истории России?». Прежде всего, проверим, что вы записали в таблице. Какие события происходят в политической, социально-экономической и духовной сферах российского общества?

Особый интерес у учащихся VIII-IX классов вызывают уроки-дискуссии. При проведении урока-дискуссии необходимо четко соблюдать следующие этапы:

1 этап – постановка проблемного вопроса; завязка дискуссии и познавательное задание на весь урок;

2 этап – первичное обсуждение позиций и выдвижение гипотез; анализ информации в группах и обсуждение частных проблем; выступление представителей; обсуждение мнений, подтверждение или опровержение гипотез;

3 этап – подведение итогов дискуссии.

Успех дискуссии определяется выполнением следующих требований:

- вопросы или проблема дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть актуальными;

- учитель должен обладать широкой общественной и научной эрудицией, способностью длительное время находиться в большом умственном напряжении;

- руководитель дискуссии должен отлично знать не только свой предмет, но и смежные предметы, увязывать содержание дискуссии с актуальными вопросами современной жизни;

- обязательным условием успешного проведения дискуссии являются особенности речи учителя: она должна быть художественной, яркой, эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации. Без этого условия речь руководителя дискуссии остается информационно полезной, но не способствует в должной мере реализации функции стимулирования учебно-познавательной деятельности.

На уроках и во внеурочной деятельности я уделяю серьезное внимание знакомству учащихся с историей родного края. В районном конкурсе «Минск – мой город родной» (2014 год) команда учащихся школы под моим руководством заняла ІІ место.

Искренние и глубокие чувства к истории родного края учащиеся выражают на уроках учебного предмета «История Беларуси» в своих исторических сочинениях. При изучении материалов в рамках  темы «Наш край у сярэдзіне XVI-XVIIIст.» было задано задание составить  небольшое сочинение на одну страницу «Падарожжа па Беларусі XVI-XVIIIст.». Вот что написала одна из учащихся:

«Я часта задавала сабе пытанне аб тым,  якой была Беларусь у XVI-XVIIIстагоддях? І вось аднойчы мяні прысніўся сон: я ў Беларусі Новага часу. Усё тут было незвычайным, але не гэта галоўнае. Галоўнае, якая была прырода. Я бачыла незвычайныя рэкі і лясы, па якіх вандравала.

Наша зямля займала тады вялікую тэрыторыю. Ад Берасцейшчыны да Смаленшчыны, ад Балтыкі да Крыма.

Рэкі Беларусі – нібы люстэркі, чыстыя былі і празрыстыя. На нашай Бацькаўшчыне ў тыя часы быў вельмі багаты і разнастайны жывельны свет. Асабліва было шмат дзікіх звяроў.

Прыпяць тады называлі залатой ракой, таму што ў ёй было шмат асятроў і іншых вялікіх рыб.

Я сустрэла незвычайныя назвы рэк: Хронон (Нёман), Рубон (Дзвіна), Барысфенас (Днепр).

Былі мною заўважаны адхіленні ад клімату. Аднойчы зімой цвілі сады , а летам былі маразы.

А які ж тады быў працавіты народ! Людзі імкнуліся да працы, дабрыні.

Сон мой скончыўся, але застаўся у памяці. Бо я хочу, каб наша Бацькаўшчына толькі працвітала!»

У учащихся VIII-IX классов на уроках истории продолжается развитие следующих умений и навыков: мыслительных; работа с учебником и другими источниками информации; формирование культуры устной и письменной речи. Особое внимание уделяю работе с историческими источниками, особенно на уроках-практикумах, лабораторных занятиях. На них осваиваются новые формы учебной деятельности: дискуссии, диспуты, семинары. Учащиеся способны не только получать информацию с помощью таблиц, схем, графиков, диаграмм, но и составлять их самостоятельно на основе текста или других таблиц, схем, графиков, диаграмм, аудио- и видеоматериалов, вещественных источников. Такая деятельность развивает умение анализировать, классифицировать, сравнивать и выявлять общее и частное. Умея работать по алгоритму, учащиеся VIII-IX классов учатся самостоятельно составлять учебные памятки, планы ответов. Творческие задания усложняются: помимо описания событий от имени исторического персонажа составляются газетные публикации, тексты интервью, мемуары, листовки-прокламации, проводятся пресс-конференции и заседания учебных судов. Учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы. Проблемное обучение дает возможность научить школьников устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений, что является необходимым условием для исследовательской деятельности.

Приобретение навыков решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом является одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки их достоверности. Дополнительный материал по теме подбирается самостоятельно, учащийся сам определяет круг вопрос и источники. Представление собранного материала может сопровождаться демонстрацией иллюстраций, карт, схем, таблиц, мультимедийными презентациями.

Важным условием развития исследовательских  умений и навыков остается внеурочная деятельность. Учащиеся VIII-IX классов не только участвуют в различных внеклассных мероприятиях, но и способны самостоятельно проводить и даже разрабатывать формы и задания конкурсов, игр, викторин по истории для младших школьников и своих сверстников. Они учатся составлять и проводить тематические экскурсии для школьного музея «Спадчына».  При изучении истории родного края создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, то есть самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать ему определенную свободу в работе. Так, короткая информация, строчка из учебника, понятие могут заинтересовать учащихся и послужить поводом для дальнейшего исследования и написания работы для участия в научно-практической конференции. Цель конкурсов исследовательских работ – привить учащимся устойчивый интерес к истории, сформировать у них глубокие знания по избранной проблеме, развивать навыки исследовательской деятельности. Для развития творческих способностей учащихся нужно включать их в творческую деятельность и постепенно вести от подражания и ремесленного исполнения дела к искусному, своеобразному.

2.2 Результативность и эффективность опыта

         Опыт работы по данной теме показывает, что исследовательская деятельность дает положительные результаты развития познавательной активности обучающихся. Вырос уровень учебных достижений учащихся, занятия исследовательской деятельностью способствовали росту интереса к изучению истории.

Опыт деятельности указывает на то, что появился интерес к исследовательской деятельности даже у тех учащихся, которые этой работой ранее не интересовались (Приложение 3).

Исследовательская работа способствовала повышению познавательной и социальной деятельности обучающихся, активизации мыслительной деятельности, заинтересованности в обучении, расширению кругозора, возможности осознанно получать знания и использовать их.

Усвоение алгоритма исследования обучающимися способствовало формированию научного мировоззрения, дало импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке.

Исследовательская деятельность учащихся явилась наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствовала выведению их на более высокий уровень усвоения.

  1. Заключение

Исследовательская самостоятельная работа учащихся содержит в себе большие резервы для развития и приобщения к творчеству, изучению краеведения и в целом изучения исторического материала. Уровень сформированности приобщения к исследовательской работе во многом зависит от профессионализма учителя, который выступает консультантом по выполнению индивидуальных теоретических заданий, моделирующих действия учащихся в выборе их творческих решений исследовательских задач.

Правильная организация исследовательской деятельности – наличие необходимых навыков, правильный выбор темы, наличие литературы, доступ к историческим материалам в Интернет-ресурсах– позволяют избежать перегрузки учащихся, способствуют снижению временных и интеллектуальных затрат. Опыт показывает: чем эффективней работа учащихся на уроках, тем больших успехов они способны достичь в последующем.

«Самая серьезная потребность есть потребность в истине», - когда-то сказал Г.Гегель. И с помощью профессионального учителя учащиеся стремятся постичь истину на каждом уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 г. № 243-3: включен в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 17 января 2011 г. № 2-1795
  2. Авдеев, И. Организация школьного исторического интернет-образования/Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011.-№ 10
  3. Демидова, Н. Работа учителя истории по включении учащихся в исследовательскую деятельность/ Гісторыя і грамадазнаўства. – 2009.-№ 9
  4. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – Москва: Вербум-М,2001.
  5. Дубровская, І.М. Особенности исследовательской деятельности школьников/ Гісторыя і грамадазнаўства. – 2013.-№ 3
  6. Калина, Л.Л., Карасева, Т.Б. Организация научно-исследовательской деятельности по истории в средней школе.-Мозырь: ООО Белый ветер,2008
  7. Кашкаров, А.А. Мультимедицные презентации на уроках истории Гісторыя і грамадазнаўства. – 2013.-№ 4
  8. Мазец, В.Г. Наша галоўная мэта – паспяховае развіцце метадалогіі гісторыі/ Гісторыя і грамадазнаўства. – 2009.-№ 5
  9. Мазец, В.Г., Фірыновіч, А.Э. У пошуках навуковых каардынат гістарынага даследавання/ Гісторыя і грамадазнаўства. – 2008.-№ 12
  10. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. Москва: Народное образование, 2001
  11. Павленко, И.А. Организация поисково-исследовательской деятельности в школе средствами музейной педагогики и краеведения/ Гісторыя і грамадазнаўства. – 2013.-№ 3
  12. Савко, Г. Некоторые приемы и методы организации исследовательской работы учащихся/ Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011.-№ 6
  13. Цыганок, Н.Л. Система методической работы с учителями по вовлечению учащихся в научно-практическую деятельность/ Гісторыя. Праблемы выкладання. – 2011.-№ 1
  14. Цыганок, Н.Л. Развиваем навыки исследовательской работы/ Гісторыя і грамадазнаўства. – 2012.-№ 4

 

          

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Памятка

КАК ПОСТРОИТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

 

  1. Доказательство  состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
  2. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
  3. Определите вывод, который требуется доказать.
  4. Определите источники, которыми можно воспользоваться для аргументации своих выводов.
  5. Выделите существенные факты, подтверждающие вывод.
  6. Логично  выстройте доказательства, свяжите их выводом.
  7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

 

Памятка

КАК ПРОВОДИТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

 

  1. Сформулируйте тезис (положение), который будете доказывать.
  2. Подберите исторические факты, с помощью которых вы будете подтверждать тезис.
  3. Логично и рассудительно постройте доказательство. Свяжите исторические факты с тезисом, который доказываете.
  4. Проверьте, все ли факты, необходимые для доказательства, исчерпаны.

 

Памятка

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

 

  1. Дискуссия – публичное обсуждение  какой-либо проблемы.
  2. Во время дискуссии не принимаются решения, которые кладут конец полемике.
  3. Участники дискуссии, не имеющие собственного мнения или не высказывающие его, считаются отсутствующими.
  4. Вступайте в разговор, если вам есть что сказать или ваше мнение не совпадает с мнениями других участников дискуссии.
  5. Рассматривайте любое мнение как определенную гипотезу (догадку), которую необходимо проверить, обосновать, доказать. Ничего не принимайте на веру.
  6. Помните, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные, бесспорные, проверенные и подтвержденные данные и факты.
  7. Доказывая или опровергая, говорите своими словами ясно, просто, отчетливо, точно, кратко, выразительно.
  8. Если оппоненты доказали ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать их правоту.
  9. Заканчивая выступление, подведите итоги, сформулируйте выводы.

Памятка

КАК ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ

ИСТОРИЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ

 

  1. Определите цель высказывания – для чего создается характеристика данной исторической личности.
  2. Характеристика, как правило, выражает отношение автора к описываемому.
  3. Характеристика личности может быть полной, в которой автор стремится создать впечатление о разных сторонах личности человека, и частной (выборной), где описывается одна из сторон.
  4. Отобрать факты и расположить их в логической последовательности с учетом цели и основной мысли высказывания.
  5. Отбираются лишь самые важные показательные факты и детали.
  6. Характеристику не следует смешивать с биографией: в характеристике описываются черты личности человека, а в биографии – этапы его жизни.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ХАРАКТРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

 

  1. Ознакомьтесь с литературой о жизненном пути и достижениях исторической личности с основными событиями соответствующего исторического периода.
  2. Соотнесите годы жизни исторической личности с основными событиями соответствующего исторического периода
  3. Определите, под влиянием каких исторических условий сформировалось мировоззрение личности.
  4. Определите, какие методы использовались личностью для достижения ее целей.
  5. Охарактеризуйте и оцените вклад личности в историю, его значение в современной жизни.
  6. Определите собственное отношение к данной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка

РАБОТА С ЦИТАТОЙ

 

  1. Цитаты используются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.
  2. Для цитирования выбираются те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.
  3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.
  4. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась мысль автора.
  5. Выписывать цитату нужно точно, без замены слов, с сохранением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.
  6. Каждая цитата заключается в кавычки.
  7. После цитаты указывается книга, место и год издания, номер тома и страницы, фамилия, имя и отчество автора.

 

Образец карточки для записи цитируемого материала

 

Основное содержание цитаты (кратко) _________________________________

__________________________________________________________________

Глава _____________________________________________________________

Параграф __________________________________________________________

Содержание цитируемого материала (если дословно, то обязательно в кавычках; факты, оценки, выводы автора, излагаемые своими словами, кавычек не требуют) ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Библиографические данные издания (с указанием страниц)_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка

КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

 

  1. Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя личная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы.
  2. Старайся читать бегло, но внимательно.
  3. Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.
  4. Сделай записи о том, что считаешь особенно важным в прочитанной книге, о ее основных достоинствах и недостатках.

 

Памятка

КАК ЧИТАТЬ  ГАЗЕТУ

 

  1. Старайтесь читать газету каждый день.
  2. Чтение газеты начинай с просмотра названий рубрик, заголовков статей. Это поможет тебе выбрать наиболее важный для тебя материал.
  3. Обрати внимание на незнакомые слова. Их значение ты найдешь в словаре.
  4. Можно вырезать наиболее понравившиеся статьи. Такие вырезки удобно сохранять в специальных папках, посвященных той или иной теме.

 

Памятка

КАК КОММЕНТИРОВАТЬ ГАЗЕТНЫЕ СВЕДЕНИЯ

 

  1. Какая тема сообщения?
  2. Что тебе известно об упоминаемых в сообщениях политических партиях, организации, деятеле?
  3. В каких обстоятельствах (экономических, политической) происходит данное событие? Какие причины события?
  4. Какие закономерности или существенные черты развития современного общества проявились в событии?
  5. Является событие, о котором сообщает газета, обычным для данной страны, или его необходимо рассматривать как исключительное. Попробуй определить общие черты таких событий.
  6. Интересов каких классов и социальных слоев касается данное событие?
  7. Какие последствия (уже наступившие или возможные) описываемого события?
  8. Какое значение события?

 

Памятка

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ

 

  1. Внимательно рассмотрите картину или рисунок.
  2. Назовите событие, укажите время и место, где оно происходит.
  3. Определите, что показано на переднем плане картины. Подумайте, почему так решил художник.
  4. Составьте план рассказа.
  5. Расскажите об изображенных на картине людях, опишите их внешний вид, орудия труда, предметы быта, действия, взаимоотношения.
  6. Следите, чтобы ваш рассказ отвечал теме картины, раскрывал ее содержание и шел по намеченному плану.
  7. Правильно используйте новые слова и выражения, умейте их объяснить. Это поможет вашему рассказу стать исторически достоверным и живым.
  8. Рассказ закончите выводами, подчеркните свое отношение к показанному на картине.

 

Памятка

СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

 

  1. Определите объект сравнения (общественный строй, войны, занятия, орудия труда, письменность и т.д.).
  2. Составьте план сравнения.
  3. Последовательно, по плану, сравнивайте события и явления.
  4. В ходе сравнения отбрасывайте второстепенное и оставляйте главное.
  5. Сходства и различия разграничьте, чтобы точно видеть одно и другое.
  6. Сделайте выводы о сходствах и различиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Фрагмент урока обобщения в V классе по теме «Древний Восток и Америка»

 

Учитель. Ребята, мы с вами закончили изучение большой темы «Древний Восток и Америка». И  сегодня ваша задача – показать свои знания, а именно что вы запомнили и усвоили по этой теме. Наш урок пройдет в форме игры, в ходе которой вы все будете участниками: кто-то – игроками в составе команд, а кто-то болельщиками-зрителями, для которых тоже будут задания. Послушайте правила игры. У нас будут выступать две команды, каждая из которых заранее придумала для себя название. Некоторые задания для команд потребуют времени для выполнения, и в этот момент будут играть зрители. Участникам зрительских конкурсов за каждый правильный ответ будет выдаваться бумажный значок. Количество значков важно при подведении итогов. Итак, начинаем!

  1. Представление команд.
  2. Конкурс «Кто быстрее?»

Оценки выставляются по 1-бальной системе. Учитель задает вопросы. Право ответа получает так команда, представитель которой первым поднял руку.

Вопросы конкурса:

  1. Назовите все страны Древнего Востока, с которыми вы познакомились.
  2. Как называется письменность в Двуречье?
  3. Кто из жителей Древнего Востока основывал свои колонии в других странах и пользовался алфавитом, обозначающим только согласные буквы?
  4. Как называлось государство, которое располагалось между Черным, Эгейским и Средиземными морями?
  5. Назовите самые высокие горы в мире. Они защищают Индию с севера.
  6. Назовите страну, правителя которой называли «Сыном Неба», а подчиненные ему земли – «Поднебесной».

 

  1. Конкурс «Темная лошадка».

Пока команды выполняют это задание, проводится игра со зрителями:

А) монолог древнеегипетского бога, рассказывающего эпизод из своей жизни (дети должны угадать бога Сета)

    4.  Конкурс «Капитаны, вперед!»

Конкурс состоит из двух этапов.

Первый этап – «Вычеркни лишнее слово»:

  1. А) алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага;

Б) чай, алфавит, компас, шелк;

В) пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.

     2.  А) брахманы, шудры, фараон, неприкасаемые;

Б) Нил, Тигр, Ганг, Вавилон;

В) шахматы, хлопок, корабль, сахар.

Второй этап – каждому капитану назвать как можно больше имен царей Востока.

         Пока капитаны выполняют задания, команды отдыхают, а зрители отвечают на вопросы по картам Древнего Востока. Учитель указывает границы какого-либо государства, а дети называют его.

  1. Конкурс «Ты - мне, я - тебе».

Игроки команд задают друг другу заранее подготовленные вопросы по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название конкурса педагогического мастерства

Год участия

Результат

 

Городской конкурс исследовательских работ «Вспомним их поимённо»

 

 

 

2008/2009 учебный год

 

Благодарность в номинации “Бойцы спасали Родину, ам медики спасали их”

 

Литературный конкурс “Военные судьбы прадедов – в наследие внукам”

 

 

 

2008/2009 учебный год

 

Диплом 1 степени,

диплом 3 степени

 

Молодежная НПК “Великая Отечественная война  1941-1945 годов в исторической  памяти белорусского народа”

 

 

 

2009/2010 учебный год

 

 

Похвальный отзыв

 

Городская тематическая конференция «Памяти павших»

 

 

 

2009/2010 учебный год

 

 

Диплом

 

IV Международная молодежная НПК «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в исторической памяти народов»

 

 

 

2010/2011 учебный год

 

 

Похвальный отзыв

 

II городская открытая НПК «Личность в истории: Г.К.Жуков и его роль в переломных сражениях Великой Отечественной войны»

 

 

 

2014/2015 учебный год

 

 

Диплом

 

III региональная учебно-исследовательская конференция «Шаг в будущее»

 

 

 

2014/2015 учебный год

 

 

Диплом

 

Районный этап краеведческих чтений учащихся и педагогических работников учреждений образования г.Минска «Наше земли белорусской»

 

 

 

2015/2016 учебный год

 

 

Диплом

 

Карысныя спасылкі