Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Русский язык

Олимпиада по русскому языку. 5 класс.

Формулировка задания

Ответ

Балл

1

Кто герои басни А.Сумарокова, если они произносят такую фразу:

О как, о как нам к вам, к вам, боги, на гласить!

Лягушки. «Звукоподражательные» повторы звуков [кв], подсказывает это

2+1 дополнительно за разъяснение

2

Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.

Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Казак.

3

3

В каком, из приведенных ниже словосочетаний, нет переносного смысла? Выпишите его.

Обвести вокруг пальца; смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.

Согнуть палец.

4

4

Подберите 2 группы слов с одинаковыми корнем –ТОЛК- , но с разным значением.

Толк, толковать, толкование, толковый, бестолковый и т.п.

Толкать, толкаться, толкнуть, затолкать, вытолкать и т.п.

5

5

Подберите к  устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова: чело, ланиты, уста, очи, выя.

Чело- лоб

Ланиты-  щеки

Уста- рот

Очи- глаза

Выя- шея

9

6

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Когда папа был мал..ньким, он очень любил всё вкус(?)ное. Он любил к..лб..су. Он любил сыр. Он любил к..тлеты. А хлеб он (не)любил потому что ему всё время говорили Ешь с хлебом!

А хлеб ве..ь невкус(?)ный. Его ес(?)ть со..сем неинт..рес(?)но. Так думал глупый мал..нький папа. И он поч(?)ти (не)ел хлеб (за)ча..м и (за)обедом. И даже (за)уж..ном. Он делал из хлеба шарики. Он ост..влял корки на ст..ле. Он прятал хлеб под скат..ртью. Он г..в..рил, что уже с(?)ел свой хлеб. Но это была неправда. Он твёрдо решил, что когда выраст..т б..льш..м, то во..се (не)буд..т ес(?)ть хлеба. И своих детей тоже никогда (не)буд..т заст..влять ес(?)ть хлеб.

10

7

Такая сатира на безграмотные стихи была опубликована в газете. Подчеркните те слова, в которых неверно выделено ударение.

ГрАвер за грАвюру грОша достОин.

Несем из магАзина в пОтрфеле медь.

Может быть, стИхи писАть не стОит,

А лУчше в библиОтеке со слОварем посидЕть?

5

8

В одном африканском племениживет семья из четырех челове. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Большое поле без цветка

5

9

Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.

1. Они хотели устроить более лучшую жизнь.

2. Его вклад в общее дело был существенен.

1. Они хотели устроить лучшую жизнь. Они хотели устроить более хорошую жизнь.

2. Его вклад в общее дело был существенным.

5+1

10. Составьте предложения, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох. ( 20+ 15)

 

Олимпиада по русскому языку

6 класс

 

1. Расставьте   ударения   в   следующих   словах:

Аристократия,   баловать,   газопровод, диспансер, околесица, премировать, современный, хаос, чистильщик, красивее, мило­сердие.

 

2. Как образованы  слова пригород,  снегопад,  городишко,  верблюжонок,  пол-яблока, полуостров?

 

3. Определите,   являются   ли   грамматически   одушевленными   следующие   слова:   дуб, кедр, мертвец, матрешка. Аргументируйте свой ответ.

 

4. Прочитайте и запишите предложения. Определите части речи выделенных слов. Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами.

1)  Впереди были спортсмены-лыжники.

2)  Штормовое море бушевало вокруг.

3)  Посредине площади стоит памятник поэту.

4)  Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне.

 

5. Исправьте    ошибку    в    следующем    примере.    Укажите    причину    неправильного построения предложения:

Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.

 

6. Замените   данные   ниже   словосочетания   фразеологизмами. Очень   быстро (бежать); очень тесно; очень темно; очень мало.

 

7.Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова?

Деревенский старожил Сад колхозный сторожил.

 

8. Придумайте слова с указанными ниже морфемами (частями слова). Укажите, какая это часть речи.

 

ащ

ем

ешь

им

ущ

вш

т

ем

 

9. Придумайте три синонима к слову быстро. Запишите их по степени возрастания действия.

 

10.Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с существительным общего рода?

 

Формулировка задания

Ответ

Балл

1

Есть ли в русском языке слова, которые состоят из одного звука? Докажите.

 

 

2

Каким способом образованы выделенные слова?

Птицы возвращаются веснойМостовая вела к самому морю. Вокруг озера росли сосны.

 

 

3

Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: брать, дать, жать, знать, мать, рать, рвать, стать? Выпишите.

 

 

4

Какие фразеологизмы состоят из одних местоимений?

 

 

5

Как объяснить, что в словах: ТРЕНОЖНИК, СТРЕНОЖИТЬ (лошадь), ТРЕНОГИЙ (табурет) пишется буква Е?

 

 

6

Расставьте в предложении необходимые знаки препинания, подчеркните слова как члены предложения.

Рочник грюмил расчиквающее дытирем стягло.

 

7

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Каждый день к докт..ру Айболиту пр..ходили зве­ри лечи(т, ть)ся. Лисиц...  крол...ки тюлени  ...слы  в.. .рблюжата   все пр.. ходили к нему и...д...лека. У кого б...дел ж...вот  у кого — зуб. Каждому докт...р д...вал л...карство и все они сейчас же вызд.. равливали.

Однажды пр...шёл к Айболиту бе...хвостый к...злёнок и доктор пр...шил ему хвост.

А потом из д...лекого леса пр.. шла, вся в сл..зах, медвед...ца. Она жал..бно  ст...нала  и хныкала: из лапы у неё т...рчала большая заноза. Доктор выт..щил занозу промыл рану и смазал её своей чудодействе(н, нн)ой мазью.Боль у медвед...цы  с...ю  же

м..нуту прошла.

— Чака! — закр...чала медвед...ца и весело поб...жала домой — в б…рлогу к своим медвежатам.

А потом пр...шли два цыплёнка и пр...вели ин­дюка который отр...вился гр...бами

п...ганками.

Каждому каждому   д... вал доктор лекарство и все в тот же миг вызд...равливали и каждый говорил ему «чака».

 

8

Закончите начатые фразы подходящими словами из списка, ставя их в нужной форме. Ор(?)ентир, и (л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, экз..мпляр, тр..буна, конве..р, ад…ютант, к..м..тет, ..тм..сфера, пр..т..ндент, о(к,кк)упация, х..р..ктеристика, пр..з..дент, ..гре(с,сс)ия.

1. Для того, чтобы не заблудиться  выбрать правильное направление, нужны _____________.

2.Пространство с четко очерченными границами называю ___________________.

3.Офицера, состоящего при начальнике для выполнения особых поручений, называют _____________________.

4.Большая удача для коллекционера – приобрести редкостный ___________________.

5.На должность, даже на руку и сердце нужно найти ___________________.

6.желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему _____________________.

7.Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной может быть _______________________.

 

 

9

Какое слово (слова) образовано от славянского слова ОКО, имеющего значении «глаз»? Выпишите. Аргументируйте.

Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Завершите сказку.

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.

Олимпиада по русскому языку. 8 класс.

Формулировка задания

Ответ

Балл

1

Ур...ган занес дом...к в страну (не)обычайной красоты. Вокруг ра(с,сс)т...лалась зеленая лу­жайка, по кр...ям её р...с ли д...ревья со спел...ми сочн..ми пл...дами, на п...лянках в...днелись клумбы красивых розовых белых и голубых цв..тов. В воздух... п...рхали крошеч(?)ные птиц... св.. .ркавшие своим ярким оп..рением. На ветках д...ревьев с..дели (золотисто)зелевые и (красно)грудые п...пугаи и кр...чали высок...ми стра(н,нн)ыми г...л...сами. (Не)(в)далеке журч...л прозрач(?)ный поток в воде р.,звились с...ребр...(н,нн)ые рыбки.

Пока девочка (не)рещительно ст. ..яла на поро­ге из(за) д...ревьев по...вились самые забавные и милые человеч(?)ки каких только можно вообра­зить. Му...чины одетые в голубые барх...тные к...фтаны и у...кие п...нт...лоны ростом были не выше Элли на ногах у них бл...стели голубые  б..тфорты с отв...ротами. Но больше всего Элли понрав...лись (остро)конеч(?)ные шляпы; их в...рхушки укр...шали хрустальные шар...ки а под широкими полями нежно зв...нели маленькие бубен(?)чики.

 

2

Даны три глагола: поступать, ценить, гордиться.  И три существительных с предлогами: по праву, по достоинству, по совести. Как расставить перед ними глаголы, чтобы получились три устойчивых словосочетания?

 

 

3

Какое из  этих названий животных по составу отличается от остальных?

1)Коровушка, 2) заинька; 3) лисонька;

4) корюшка; 5) курочка.

 

 

4

Учитель предложил детям привести примеры слов, в которых рядом оказались бы два гласных звука. Петя Ошибкин выполнил задание так:

Пауза, приехать, какао, оазис, сияет, поэт, сильнее, аукать, маяк, зоопарк.

Прав ли Петя? Поясните свой ответ.

 

 

5

Найдите сказуемое.

1)     Я люблю петь.

2)     Я попросил свою сестру спеть.

 

 

6

Сделайте синтаксический разбор словосочетания буду(?)щее радио.

 

 

7

В каком из словосочетаний представлен не такой способ связи, как в остальных?

1) моя книга; 2) мамина книга; 3) ее книга;

4) эта книга; 5) интересная книга.

 

 

8

Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык.

Хабахур роэ бахура яфа – Юноша видит красивую девушку.

Хапара роа хатул лаван – Корова видит белого кота.

Хабахура роа тик хум – Девушка видит коричневую сумку.

Переведите на иврит предложения:

Кот видит коричневую корову

Юноша видит белую сумку

 

 

9

Что устарело в перечисленных ниже устаревших словах?

1)пиит; 2) продавщик; 3) зело; 4) истукан; 5) присоветовать; 6) вечор; 7) огнь.

1- Все слово в целом;   2- значение; 3 – отдельная морфема; 4- часть звукового состава.

 

 

10.  Представьте, что вы – опытные исследователи языка. Одни ученые в слове ЛЕСНИК видят 4 морфемы, а другие- 3. На чьей вы стороне? Докажите, что в обеих точках зрения есть своя логика. Напишите об этом небольшую статью для популярного детского журнала «Юный лингвист».

 

- А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.

Олимпиада по русскому языку с ответами. 9 класс.

I. Нормы русского литературного языка

1. Иногда приходится слышать, как приведённые ниже слова произносят с таким ударением:

Компас, арест, полифония, дело возбуждено, торец, коклюш

Всегда ли такое ударение является ошибочным? Свой ответ аргументируйте.

2. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест. 

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое

3. Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:

[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].

4. Даны слова: 

моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.

В каких словах пропущена буква н?

II. История русского языка

1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Соотнесите эту грамматическую форму с современной.
А) Не пой, красавица, при мне 
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне 
Иную жизнь и берег дальний.
(А.С. Пушкин "Не пой, красавица, при мне…")
Б) Медлить нечего: "Скорее! 
Люди, на конь! Эй, живее!»
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

2. Слово «инженер» является заимствованным.
А) Из какого языка заимствовано слово «инженер» и каково его первичное значение?
Б) В 1647 г. в «Учении о хитрости ратного строения пехотных людей» это слово встречается уже в другом значении.
В) Определите, в каком значении слово «инженер» употреблялось в 1647 г., а также в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
-А каков Германн!- сказал один из гостей, указывая на молодого инженера…
- Вы его знаете? – спросила Лизавета Ивановна.- Нет! Он военный или статский? 
- Военный. 
- Инженер?
- Нет. Кавалерист.
- А почему вы думали, что он инженер?
Г) В каком значении слово «инженер» употребляется в современном языке? 

3. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

III. Язык художественных произведений

1. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорки. Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами.

2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Прощанье».

В последний раз твой образ милый 

Дерзаю мысленно ласкать, 

Будить мечту сердечной силой 

И с негой робкой и унылой 

Твою любовь воспоминать.

Бегут меняясь наши лета,

Меняя все, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего, 

Как овдовевшая супруга, 

Как друг, обнявший молча друга 

Пред заточением его (1830 г.). 

А) Проведите лингвистический анализ стихотворения ( речеведческий, языковой).

Б) Объясните роль глаголов в форме инфинитива в первой строфе.

IV. Современный русский язык

1. Укажите особенности разговорного стиля в стихотворении А.С. Пушкина «Любопытный».

- Что ж нового? «Ей-богу, ничего».

- Эй, не хитри: ты, верно, что-то знаешь,

Не стыдно ли, от друга своего,

Как от врага, ты вечно все скрываешь.

Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?

Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово…

«Ох! Отвяжись, я знаю только то,

Что ты дурак, да это уж не ново». 

2. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык: 

glausti – прижимать, neglausti – не прижимать, rodytis – казаться, nesirodyti – не казаться, saugoti – беречь, nesisaugoti – не беречь.

Как будет по-литовски: Не прижиматься? Беречься? 

3. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке?

Рвать - … прерывистый

4.Замените предложенные слова фразеологическими синонимами. 

Много - …. 

Обмануть - … 

5. Прочитайте фрагмент поэмы Е. Баратынского «Бал».

Страшись прелестницы опасной,

Не подходи: обведена

Волшебным очерком она;

Кругом ее заразы страстной

Исполнен воздух!

О каком очерке идет речь? Какие значения слова «очерк» вы знаете?

6.Как называются жители следующих городов:

Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово, 

Химки, Руза, Шатура, Архангельск.

7. Сколько звуков [с] в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? 

Свой ответ аргументируйте.

8.Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.

А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю.Тынянов)

Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М.Лермонтов)

В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

V. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле в жанре очерк на тему «Книга».

 

Олимпиада по русскому языку 10 – 11 класс

 

1. Расставьте ударения в словах: ворожея, жалюзи, позвонит, ломоть, гренки.

 

2. Какие из нижеприведённых удвоенных согласных могут встречаться в исконно русских словах?

а) гг; б) дд; в) жж; г) мм; д) нн; е) рр; ж) тт.

 

3В старой орфографии (до реформы 1917 – 1918 года) для обозначения одного звука [’э] использовались две буквы – Е и Ѣ (ять). Так, слова: белизна, стрелять, беднота, верить, жена, перина, темнота, медовый – записывались так: бѣлизна, стрѣлять, бѣднота, вѣрить, жена, перина, темнота, медовый. Как в старой орфографии записывались слова: пчела, свеча?

 

4. Как называется наука о происхождении слов?

а) этиология; б) этология; в) энтомология; г) этимология; д) этнология.

 

5. Русская поговорка гласит: Не было ни гроша, да вдруг алтын! А сколько это – алтын?

 

6. Вам, конечно, знакомо слово диджей. Оно появилось как слитное прочтение “по буквам” англоязычной аббревиатуры DJ – ‘disk jockey’. Какое ещё слово, тоже недавно заимствованное русским языком из английского, образовано таким же образом?

а) модем; б) пейджер; в) пиар; г) ток-шоу; д) хакер.

 

7. Хотя слово брезг – диалектное, слова, производные от этого корня, есть и в литературном русском языке. Что же означает это слово?

а) ‘рассвет’; б) ‘ворчание’; в) ‘брызги’; г) ‘берег’; д) ‘брезент’.

 

8В каком слове есть окончание ?

а) бра; б) ура; в) дыша; г) триста; д) вполголоса.

 

9. В каком из этих слов приставка стоит после корня?

а) двустишие; б) камнепад; в) водопровод; г) антинародный;

 

10.  Какой из этих союзов по смыслу существенно отличается от остальных?

а) если; б) ежели; в) коли; г) ибо; д) раз.

 

11.  Определите части речи выделенных слов (1) и (2) в стихотворении А.С. Пушкина:

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

(1)Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

(2)Живее сладкого свиданья.

 

 

Разделы сайта