Олимпиадные задания по истории Древнего мира
5 класс
Вариант 1.
1. Соотнесите имя правителя с историческим фактом:
Александр Македонский | 1. Организация библиотеки глиняных книг |
Ашшурбанипал | 2. Создание древнейших законов |
Дракон | 3. Строительство самой длинной стены |
Леонид | 4. Создание новой религии - буддизма |
Хаммурапи | 5. Военный поход в Индию |
Царевич Гаутама | 6. Битва у Фермопил |
Цинь Ши Хуанди | 7. Установил законы, отличающиеся крайней суровостью |
- Решите задачи А, Б, В
А. В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?
Б. По преданиям, первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 г.до н. э., а в 394 г. император Феодосии Iзапретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр?
В. Рим был основан в 753 г. до н. э. Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т. е. до первого упоминания Москвы в летописях?
3. Соотнесите имена богов с их функциями:
Аид 1. Владыка моря
Аполлон 2. Отец богов и людей, бог-громовержец
Афина 3. Богиня земли и плодородия
Гермес 4. Правитель подземного царства
Гефест 5. Покровитель торговцев и воров
Деметра 6. Бог вина и священного безумия
Дионис 7. Покровитель прорицателей и искусств
Зевс 8. Покровитель кузнечного ремесла
Посейдон 9. Богиня мудрости и войны
- Исправьте ошибки в тексте:
Уже в древности в Китае были сделаны важные для истории человечества изобретения: хлопковые ткани, компас, удивительная посуда из стекла. Китайские мудрецы записывали свои изречения на листах папируса. Самый знаменитый китайский мудрец — Хаммурапи — оставил целую библиотеку глиняных книг. Тексты были записаны, как и во всем Китае, особыми клинописными знаками.
5. Прочитайте исторические источники и ответьте на вопросы:
Выдающийся древнегреческий политик Перикл так сказал о своем городе:
Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявить свою личность в самых различных жизненных условиях.
- В каком городе жил Перикл?
- Почему этот город он назвал «школой всей Эллады»?
- Каким образом жители этого города могли проявить себя?
6. Напишите эссе на тему «Выдающийся деятель Древнего мира»
2-й вариант
- Соотнесите имя полководца со сражением, в котором он участвовал:
Александр Македонский | 1. Битва при Херонее |
Ганнибал | 2. Марафонское сражение |
Мильтиад | 3. Саламинское сражение |
Сципион | 4. Битва при Мегиддо |
Тутмос III | 5. Битва при Гавгамелах |
Фемистокл | 6. Битва при Каннах |
Филипп II Македонский | 7. Битва близ г. Зама |
- Решите задачи А, Б, В
А. В 1997 г. археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 5533 года назад. В каком году произошел пожар?
Б. Гай Юлий Цезарь погиб в 44 г. до н. э. в возрасте 56 лет. В каком году он родился?
В. В 221 г. до н. э. правитель царства Цинь объединил разрозненные государства Китая под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?
3. Соотнесите имена богов Древнего Египта с их символами:
Анубис | 1. Покровитель фараонов |
Гор | 2. Бог плодородия |
Сет | 3. Царь загробного мира |
Тот | 4. Богиня истины |
Маат | 5. Бог мертвых и бальзамирования |
Исида | 6. Бог пустыни |
Осирис | 7. Богиня плодородия, символ женственности |
Хнум | 8. Бог мудрости, счета и письма |
- Исправьте ошибки в тексте:
Уже в древности в Индии были сделаны важные для истории человечества открытия и изобретения: шелковые ткани, фарфор, компас. Из хлопка индийцы научились делать бумагу. Индийцы верили в переселение душ и наличие у каждого человека кармы — своего рода судьбы, рока. Самый знаменитый мудрец — Конфуций — основал новую религию, которую называют «буддизм». Свои мысли о достижении нирваны он записал на глиняных табличках.
5. Прочитайте фрагмент и зтрагедии Эсхила«Персы»и ответьте на вопросы:
...Был громкий крик: «Вперед, сыны Эллады!
Спасайте родину, спасайте жен,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков, бой теперь — за все».
Сперва стояло твердо войско персов;
Когда же скучились суда в проливе
И медными носами поражали
Своих же – все они тогда погибли…
1. Кто такие «сыны Эллады»?
2. Что было главной ценностью для греков?
3. О каком знаменитом сражении идет речь?
6. Напишите эссе на тему «Выдающийся деятель Древнего мира»
Олимпиадная работа по истории
6 класс
Теоретический тур
1. Кто такие викинги? Какие были их главные занятия? Почему и каким образом они совершали свои походы?
Практический тур
2. Дать определение понятиям:
Картэсы –
Парламент –
Реканкиста –
Готика –
Диспут –
Хутор –
Натуральное хозяйство –
Лекция –
3. Что произошло в эти годы:
829 г., 843 г., 962 г., 1265 г., 870 г., 1000 г., 966 г.
4. Кто эти люди:
Хлодвиг –
Карл Великий –
Экберт –
Вильгельм Завоеватель –
Эрик Рыжий –
Роджер Бекон -
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
7 класс
ВРЕМЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ - 60 минут
1. Укажи характерные черты феодального типа общества:
А) Частная собственность на орудия и средства производства,
Б) Преимущественно натуральное хозяйство,
В) Использование наемных (свободных) работников,
Г) Неравенство в обществе по сословному признаку,
Д) Преобладание (по количеству работников и используемым средствам) промышленного производства над сельскохозяйственным,
Е) Собственность помещиков на землю.
2. Новое время характеризуется:
А) Созданием абсолютистских государств, имеющих национальные границы,
Б) Сохранением феодальных отношений,
В) Одной государственной религией,
Г) Одной «коренной» национальностью, Д)Усилением влияния государства на личность.
3. Отметь преимущества капиталистического хозяйства перед феодальным:
А) основано на наемном труде свободных людей,
Б) используется труд зависимых крестьян,
В) заинтересованность наемных рабочих в результатах своего труда,
Г) производство нацелено на создание товара,
Д) конкуренция способствует росту качества товара,
Е) появляются стимулы для развития науки и техники.
4. Выбери правильный ответ:
А) Реформация – это_____
Б) Революция – это_____
В) Абсолютизм – это ___
1) отрицание веры в бога,
2) форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу,
3) одно из течений протестантизма,
4) общественное движение, направленное на «исправление» католической церкви, приведшее к ее расколу,
5) коренной переворот, крутой перелом в различных сферах жизни общества.
Ответ:
5. Подставь соответствующие буквы, характеризующие черты культуры
Эпохи «Возрождения» ________________________________
Эпохи «Просвещения»__________________________
А) охватывает период с сер. XIV по XVI века,
Б) охватывает период со второй половины XVII до конца XVIII вв.
В) в человеке ценили творческое начало, способность достигать величайших вершин,
Г) провозглашали идею верховенства народа, его разума,
Д) бурное развитие политической мысли и идеологии,
Е) призывали отказаться от аскетизма и прославляли земную жизнь,
Ж) на первое место ставили науку о человек и его нравственном совершенстве.
6. Назови высший совещательный орган при великом князе в Московском государстве xv веке.
Ответ: ______________________________________________________________
7. В начале XVII в. Россия находилась в разоренном состоянии. Это связано:
А) с династическим кризисом,
Б) со Смутным временем,
В) с опричниной
8. В XVII в. появляются новые черты в экономике России. Укажите их:
А) возрастает роль ремесла, которое начинает перерастать в товарное производство,
Б) восстанавливаются таможенные границы между отдельными районами страны,
В) сельское хозяйство втягивается в рыночные отношения,
Г) формируется единый всероссийский рынок.
9. Поместье-это_______________________________________________________
10. Что из названного было причиной присоединения Поволжья к России в XVI веке?
1) желание овладеть экономически выгодным регионом и торговыми путями
2) стремление установить дипломатические контакты с Китаем
3) реформы Избранной рады
4)задачи культурной экспансии России
11. Каковы были последствия поражения немецких рыцарей на льду Чудского озера?
1) Ливонский орден распался и оказался под властью Польши и Дании
2) крестоносцы заключили союз с Александром Невским против монголо-татар
3) устье реки Невы вошло в состав Новгородской земли
4) была остановлена агрессия немецких рыцарей-крестоносцев на русские земли
Нарисуй схему Ледового побоища.
12.Подбери к датам княжения имена правителей Руси
1) 1125-1157 __________________________________;
2) 1019-1054__________________________________;
3) 1170-1205__________________________________;
4) 980-1015___________________________________;
5) 1261-1264__________________________________;
6) 1113-1125__________________________________;
7) 1176-1212__________________________________;
8) 912-945____________________________________.
Ярослав Мудрый; Ярослав Осмомысл; Даниил Романович; Юрий Долгорукий; Всеволод Большое Гнездо; Владимир I Креститель; Владимир Мономах; Игорь.
13. Прочтите отрывок из летописи и назовите событие, с которым он связан.
«И обращались к себе, говоря: «зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять русские земли.
Пусть каждый держит отчину свою».
Ответ: _____________________________________________________________
14. Вставьте пропущенные слова
Из « Повести временных лет»:
« И были три брата: одному имя (1)_________ , другому (2)___________, а третьему (3)______________ , и сестра их (4)____________________.
И жил (5)______________ на горе, где теперь подъем Боричев, (6)_____________ жил на горе, которая теперь зовется Щековица, а (7)____________на третьей горе, которая от него получила название Хоривицы. И срубили городок во имя своего старшего брата и дали ему имя (8)________________. Этот (9)_______________ княжил в роде своем. И когда он приходил к царю в (10)_____________ , то, как говорят, большую честь получил от царя. Когда он шел обратно, пришел к (11) _________________, полюбил место и срубил малый городок, где хотел жить с родом своим, но не позволили ему живущие там вблизи. Ещё и теперь называют на (12)_________________ городище (13)________________. (14)__________________ же вернулся в свой город (15)___________ и тут окончил жизнь свою. И братья его (16)______________ и (17)________________ и сестра (18)________________ тут скончались».
15. «Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить» - этими словами начиналась (лось)
- «Задонщина»
- «Повесть временных лет»
- «Поучение детям»
- «Слово о полку Игореве»
16. В честь какого Ивана поставлена Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле?
Ответ: _______________________________________________________________
17. Верно ли утверждение (-я):
Книгопечатание в России появилось
А. одновременно с Западной Европой;
Б. на сто лет раньше европейского.
1)только А; 2)только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б.
18. Укажите, кто из перечисленных личностей были современниками Михаила Федоровича Романова:
А) Кардинал Ришельё, Г) Карл III,
Б) Людовик XIII, Д) Рембрандт
В) Магеллан,
19.Установите соответствие между названиями произведений и именами их авторов. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
НАЗВАНИЯ АВТОРЫ Произведений
А) «Слово о законе и благодати» 1) Иларион
Б) «Повесть временных лет» 2) Владимир Мономах
В) «Поучение детям» 3) Ярослав Мудрый
Г) «Задонщина» 4) Нестор
5) Сафроний Рязанец
20. Представители каких слоев русского общества выбирали царя на Земском соборе в 1613 г.?
А) от дворян, Д) от казаков,
Б) от посадских, Е) от стрельцов,
В) от черносошенных крестьян, Ж) от холопов.
Г) от крепостных крестьян,
21. В Соборном уложении 1649 г. фиксировалось:
А) отмена срока сыска беглых,
Б) право крестьян на уход от помещика,
В) Право помещика разделить сложившуюся в бегах крестьянскую семью,
Г) право помещика распоряжаться имуществом крепостного крестьянина.
Задания для развёрнутого ответа.
22. Напишите не менее трех реформ, проведенных Избранной Радой в XVI в.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
8 класс
ВРЕМЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ - 60 минут
1. Соотнесите имена исторических деятелей с тем, что их разъединяло:
1. И.Висковатый и М.Скуратов | А) Один из них занял царский престол после гибели другого |
2. Лжедмитрий и Василий Шуйский | Б) Стали непримиримыми противниками в годы проведения церковной реформы |
3. Патриарх Никон и протопоп Аввакум | В) Борьба за власть |
4. Царевна Софья и Петр I | Г) Позиция и судьбы в годы опричнины |
2. Так случилось, что архивариус взяв в руки старую книгу не удержал её и книга упала, а все странички разлетелись в разные стороны. Он попытался восстановить книгу, но вот беда – страницы оказались без номеров. Что-то он вспомнил, а про какие-то достижения так и не вспомнил, кому принадлежали. Восстанови правильно соответствие:
А. Сбор ценных сведений о природе и населении Приамурья - Семен Дежнев
Б. Создание иконы «Спаса Нерукотворного» - Симон Ушаков
В. Создание основ современного стихосложения - Михаил Стадухин
Г. Основания Словяно-греко-латинской академии - Братья Лихуды
Д. Составление первого «Чертежа реки Амур» - Симеон Полоцкий
Е. Открытие пролива Между Азией и Америкой - Василий Поярков
3. Находясь во главе правительства, этот европейски образованный человек был инициатором сближения России с Западом, проведения в стране военной реформы. В крепостной России 80-х гг. XVII в. Он даже предлагал отмену крепостного права. Его правительство заключило «Вечный мир с Польшей». Это:
А) Н.М. Зотов Б) А.Д. Меньшиков
В) В.В. Голицын Г) Ф.Ю. Ромодановский
4. Получившая от Петра I в частные руки завод, эта семья стала известна всей России своей предпринимательской деятельностью:
А) Кузнецовы Б) Демидовы
В) Елисеевы Г) Бахрушины
5. Авангардные отряды, преследовавшие Емельяна Пугачева осенью 1774 г., возглавил:
А) Г.А. Потемкин Б) А.В. Суворов
В) Г.Г. Орлов Г) П.А. Румянцев
6. Талантливый самоучка, предлагавший в XVIII в. в своей «Книге о скудности и богатстве» пути превращения России в экономически независимую и богатую страну:
А) И.Т. Посошков Б) Ф. Прокопович
В) М.В. Ломоносов Г) Н.И. Новиков
7. Перед тобой высказывания известных россиян, живших в Смутное время или правившие в XVII-XVIII веках. Определи авторство:
А. «Да не будет в моем царстве ни нищих, ни бедных. И последнюю рубаху разделю с народом». _______________________________
Б. «Служи нам, как ты служил отцу моему». _______________________________
В. «Вера и Отечество наше погибают, но мы можем спасти их».
_________________________________
Г. «Ни я вас, а вы обманули сами себя». _______________________________
Д. «Если бы я не был царем в России, то желал бы быть адмиралом в Англии».
________________________________
Е. «Надо жить и давать жить другим». _______________________________
8. В начале XVIII в. в России появилась должность «прибыльщик». Это:
А) должность служащего банка
Б) должность, введенная при царском дворе для учета всех поступлений на содержание царской фамилии
В) сборщик введенной в 1724 году подушной подати
Г) человек, который обязан был придумывать, с чего бы еще государство могло взять налог или пошлину
9. Какие из названных дат связаны с разделами Речи Посполитой?
А. 1700г, 1709 г, 1721г.
Б. 1725г, 1730 г, 1741г.
В. 1768г, 1774 г, 1791 г.
Г. 1772г, 1793 г, 1795 г.
10. К какому веку относится провозглашение России империей?
А. XVI в. Б. XVII в. В. XVIII в. Г. XIX в.
11. Назовите действие, которое Павел 1 не предпринимал в отношении российского дворянства:
А) поощрение развития дворянского корпоративного самоуправления
Б) административный контроль губернаторов над дворянскими обществами
В) введение телесных наказаний для дворян
Г) запрещение дворянам подавать коллективный жалобы
12. Автором самого знаменитого в XVIII в. учебника «Арифметика» является:
А) Леонтий Магницкий Б) Феофан Прокопович
В) Иван Федоров Г) Иван Посошков
13. О каком государственном деятеле России XVIII в. А.С.Пушкин писал: «Ему мы обязаны Черным морем».
А) А.Г. Орлов Б) Ф.Ф. Ушаков
В) Г.А. Потемкин Г) П.А. Румянцев
14. По его скульптурным портретам можно представить облик государственных деятелей екатерининской эпохи (Г.А. Потемкина, Павла 1 и др.):
А) Ф.И. Шубин Б) И.П. Мартос
В) Э.М. Фалконе Г) К.Б. Растрелли
15. Этот деятель сыграл большую роль в организации Академии художеств и Московского университета, был покровителем М.В.Ломоносова, а день именин его матери Татьяны стал праздников российских студентов:
А) И.Д. Шумахер Б) И.И. Шувалов
В) И.И. Бецкой Г) Г.А. Потёмкин
16. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором тексте пропущены слова. Одно из понятий лишнее.
В XVIII веке горожане жили в домах, построенных из дерева. В окнах стояли железные решетки, в которых были вставлены кусочки (1) _______________. Для того, чтобы войти в дом, надо было сначала пройти через (2) _______________. Так называлась нежилая части дома, соединяющая комнаты с выходом на улицу. Нижний этаж назывался (3) ______________. Здесь хранили продукты, вещи, что-нибудь ценное. Этот этаж всегда строили каменным. Основным украшением домов был «Красный угол» с иконами в серебряных окладах. Обязательной принадлежностью каждого дома была печь, украшенная (4) _______________.
А) Изразец Б) Парсуна В) Подклет Г) Сени Д) Слюда
Вопрос для развёрнутого ответа.
Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопросы:
«Егда же сию Богом данную нашему отечеству радость рассмотряя, обозрюсь на линию наследства, едва не равная радости горечь меня снедает, видя тебя, наследника, весьма на правление дел государственных непотребного, ибо Бог не есть виновен, ибо разума тебя не лишил…
Что все я горестию размышляя и видя, что ничем тебя склонить не могу к добру, за благо изобрел сей последний тестамент… Ежели же ни, то известен будь, что я весьма тебя наследства лишу… воистину исполню, ибо за мое отечество и людей и живота не жалел… то како могу тебя непотребного пожелать?»
1) Что означают слова «живот» и «тестамент»?
2) Назовите имена отца и сына.
3) Какая проблема возникла в результате этого решения?
Ответ: _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по истории 9 класс. 2014 год
Максимальное количество баллов – 84.
Практическая часть.
I. Тестовые задания. Выберите правильный вариант ответа. (правильный ответ - 1 балл)
1. Первый известный в истории мирный договор был заключен в период царствования: А) Мины; Б) ТутмосаIII; В) РамсесаII; Г) Эхнатона.
2. Буддизм возник в: А) Китае; Б) Индии; В) Междуречье; Г) Риме.
3. Кого в средневековой Европе называли «псами господними»: а) иезуитов; б) доминиканцев; в) тевтонов.
4. Столетнюю войну против Франции начал король: А) ФилиппII; Б) Генрих V; В) Эдуард III; Г) Ричард»,
5. Пункт сбора дани на Руси в древности назывался: А) посадом; Б) огородом; В) укладом; Г) погостом.
6. Поэма Н. Гусовского «Песнь о зубре» была написана на: А) старобелорусском языке; Б) польском; В) латыни.
7. Земля по реформе 1861 г.: А) была дана в частную собственность крестьянам без выкупа; Б) осталась в собственности помещиков; В) была национализирована.
8. Участница восстания 1830-1831 гг., «белорусская Жанна д’ Арк» – это: А) Надежда Дурова; Б) Эмилия Плятер; В) Марыля Верещака.
9. Какой регион в начале ХХ в. получил название «пороховая бочка Европы»: А) Балканы; Б) Ближний Восток; В) Германия и Австро-Венгрия?
10. Муза, покровительница истории: А) Клио; Б) Мельпомена; В) Талия.
II. Соотнесите элементы двух множеств. (правильное соотношение - 1 балл)
- Соотнесите понятия и их содержание:
1.историография; | А) наука, которая изучает печати и их историю; |
2.сфрагистика; | Б) наука, которая изучает древние надписи; |
3.нумизматика; | В) наука, которая изучает все исторические источники; |
4.эпиграфика. | Г) наука, которая изучает монеты и их историю. |
Ответ:____ ________________________
2. Соотнесите термин и слово, от которого он происходил:
1.анимизм; | А) рука; |
2.библия; | Б) душа; |
3.икона; | В) книга; |
4.мануфактура; | Г) первый; |
5. пионер. | Д) изображение. |
Ответ:___ _________________________
3. .Соотнесите событие с датой:
1. Принятие Соборного уложения в России | А)1789-1799гг.; |
2. Начало Реформации; | Б)1640-1660гг.; |
3.Принятие Декларации независимости США; | В)1864г. |
4.Великая французская буржуазная революция; | Г) 1861г. |
5.Восстание под руководством К. Калиновского; | Д)1776г.; |
6. Английская буржуазная революция; | Е) 1649г.; |
7. Отмена крепостного права в России; | З) 1517г. |
Ответ:___________________________ _________________________
III. Расположите в хронологической последовательности (правильная последовательность – 3 балла)
1.События из истории Древнего мира: а) установление республики в Риме; б) осада и разрушение ахейцами Трои; в) морская победа греков у острова Саламин; г) основание Ромулом города Рима.
Ответ:_____________________________
2.События из истории Великого Княжества Литовского: а) Виленско-Радомская уния; б) Городельская уния; в) Кревская уния; г) Люблинская уния
Ответ:_____________________________
3.События из истории Нового времени: а) Начало царствования династии Романовых; б) Буржуазная революция во Франции; в) Буржуазная революция в Англии; г) Провозглашение независимости английских колоний в Северной Америке и образование США; д) Буржуазная революция в Нидерландах.
Ответ:_____________________________
IV. Что обозначают следующие крылатые выражения (правильное объяснение – 2 балла):
Кануть в Лету ____________________________________________________
Ящик Пандоры ___________________________________________________
Ткань Пенелопы __________________________________________________
Со щитом или на щите _____________________________________________
V. Среди исторических деятелей, перечисленных ниже, трое – современники. Укажите их. (правильный ответ - 2 балла)
I. 1.Витовт; 2.Миндовг; 3.Витень; 4.Кейстут; 5.Ягайло.
Ответ:____________________________
II. 1.Станислав Август Понятовский; 2.Богдан Хмельницкий; 3.Екатерина II; 4.Тадеуш Костюшко; 5.Стефан Баторий.
Ответ:__________________________
VI. Кому посвящены и какие события описывают эпиграммы А.С.Пушкина. (правильный ответ - 4 балла)
1.Он мало царствовал, но много начудесил:
Сто двадцать пять в Сибирь сослал
И пятерых – повесил!
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном,
Под Аустерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал.
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________
3.И думал:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Историческая азбука. (правильный ответ - 2 балла)
С…………………..– административный округ Персидской державы.
К…………………..— высшее должностное лицо в Римской республике, имевший военную и гражданскую власть.
А……………………— укрепленная и, как правило, возвышенная часть города у греков (равнозначно русскому понятию «кремль»).
М………………….. – исключительное право на производство или продажу чего-либо.
С…………………… мир – мирный договор с противником, заключенный одним из государств, входящих в коалицию, без ведома и согласия союзников.
VIII.Теоретическая часть
(развернутый ответ -15 баллов)
«России война была не нужна - быстрое культурное и экономическое развитие обеспечивало, по всем прогнозам, самое блестящее будущее. А разве нужна была война Франции, Сербии, Австро-Венгрии? Хотя воевать тогда ни одно правительство не собиралось, европейские страны всё глубже втягивались в конфликт. Но раз уж Германия объявила войну, всё русское общество готово было сражаться за Родину. Пацифистов в 1914г. не было».
Подтвердите фактами или оспорьте приведённую точку зрения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
10 класс
ВРЕМЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ - 180 минут
1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ, завершив ряд (заполнив пробел).
А) 1505 г., 1533 г., _______, 1598 г.
Ответ: ___________________________________________________________________________
Б) В.И. Ленин, И.В. Сталин, ________________, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов.
Ответ: __________________________________________________________________________
В) Устав, полуустав, скоропись,
Ответ: _________________________________________________________________________
2. Прочитайте отрывок из произведения известного русского историка В.О. Ключевско-го и определите, о ком идет речь.
«В начале царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском населении распространились слухи о скором освобождении. Чтобы прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов помещикам, чтобы они соблюдали «законное и христианское обращение» с крестьянами. Мысль об освобождении крестьян занимала императора в первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые бы могли совершить это важное дело…»
Ответ: ___________________________________________________________________________
3. Утверждение «Священство выше царства» связано с событиями:
- Принятия христианства на Руси при князе Владимире.
- Учреждения Священного Синода.
- Церковного раскола XVII в.
- Отречения от престола Николая II.
4. Расположите события в хронологической последовательности.
1. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству.
2. Стоглавый собор» русской церкви.
3. Патриаршество Иова.
4. Издание «Судебника» Ивана III.
5. Установите соответствие между именами правителей и принятыми ими документами.
А. Иван IV 1. Жалованная грамота городам
Б. Екатерина II 2. Судебник
В. Петр III 3. Кондиции
Г. Анна Иоанновна 4. Указ о вольности дворянства
6. Представьте себе такую ситуацию.
На ярмарке в Нижнем Новгороде в 1863 г. встречаются два помещика. Один рассказывает о том, что размеры земельных налогов, которыми его бывшие крепостные крестьяне владели до 19 февраля 1861 г., превышали высший размер земельного надела, установленный «Положением о поземельном устройстве крестьян». Этот помещик сохранил за собой больше половины всей земли и при этом отрезал излишек в свое непосредственное распоряжение. «А в нашей местности порядок не такой, - отвечает другой помещик. – Мои бывшие крепостные тоже получили надельной земли больше, чем до реформы. И у меня осталось больше половины всей земли, но отрезать излишки в свою пользу мне не удалось». «И всё по закону!» - вздохнул первый помещик.
Почему первый помещик имел согласно условиям крестьянской реформы 1861 г. право на «отрезки», а второй помещик не имел?
Ответ: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
7. Определите название источника, из которого взят данный фрагмент.
«Ст. 1. Болгария из себя княжество, самоуправляющееся и платящее дань, под главенством Его Императорского Величества Султана… Ст. 13. На юг от Балкан образуется провинция, которая получит наименование «Восточная Румелия» и которая останется под непосредственною политическою и военную властью Его Императорского Величества Султана на условиях административной автономии, она будет иметь генерал-губернатором христианина… Ст. 25. Провинции Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгрией… Ст. 59. Его Величество Император Всероссийский объявляет, что его намерение сделать Батум порто-франко (свободным портом) по преимуществу коммерческим… »
А. Сан-Стефанский мирный договор 1878 г.
Б. Акт Берлинского конгресса 1878 г.
В. Адрианопольский договор 1829 г.
Г. Ясский мирный договор 1791 г.
8. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения терминов и понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не должны использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.
8.1. Прямоугольный, часть, храм, полукруглый, православный, или, граненый, перекрытый, полусвод, на, восточный, и, выступ, купол.
8.2. Отрасль, монополистический, регулирование, форма, предприятие, одна, с, извлечение, монопольная, его, прибыль, объединение, для, фирма, объема, или, производства, и, цель, сбыта, участники, посредством.
8.3. Крестьяне, деревня, на, уход, нечерноземная, заработки, для, временный, характерный, полоса.
8.4. Местный, органы, Россия, всесословный, первые, вопросы, самоуправление, решавшие, культурные, хозяйственные, социальные, регионы.
8.5. Сословия, или, порядок, чины, подчинение, их, расположение, они.
8.6. Направление, античный, искусство, литература, стиль, использовавший, качество, образец, наследие.
8.7. Видный, часть, группировка, представители, общество, какой-либо, наиболее.
Ответы:
9. Расположите термины в хронологической последовательности, по мере их возникновения, исключив тот, что выпадает из представленного логического ряда.
- Полюдье.
- Соха (посошное обложение).
- Стрелецкие деньги.
- Тамга.
- Гривна.
- Подушная подать.
- Кормление (корма).
Ответы: _______________________________________________________________________
10. Какие из перечисленных ниже событий относились к движению декабристов?
1. выступление на Сенатской площади;
2. «хождение в народ»;
3. основание «Вольной русской типографии»;
4.образование Северного общества;
5.организация стачек;
6. выработка программных документов: «Русской Правды», «Конституции»
Ответ: ______________________
11. Перед вами историческая карта, составление которой еще не завершено, и это предстоит сделать вам. Внимательно изучите карту и выполните данные ниже задания. Ответы занесите в таблицу.
11.1. На карте представлен важнейший эпизод одной из войн. Укажите название этой войны и ее хронологические рамки.
11.2. Назовите, какой эпизод определенной Вами войны представлен на карте.
11.3. Определите, что обозначено на карте условными значками, которые пронумерованы в легенде. В таблице рядом с соответствующим порядковым номером напишите, что обозначает данный значок.
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
11 класс
ВРЕМЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ - 180 минут
Задание № 1.
В «Русской Правде» часто встречаются слова: «челядь», «холопы», «закупы», «огнищанин», «тиун», «отрок». Дайте объяснение данных слов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2.
Прочитайте отрывки из «Повести временных лет». О ком идет речь в этих отрывках?
1.« Была она предвозвестницей христианкой земле, как денница перед солнцем, как заря перед солнцем, как заря перед светом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама и облеклась в нового Адама, т.е. в Христа».
2. « И соединились они телами, а сверх того и душами, пребывая у Владыки, Царя всех, в радости бесконечной, в свете неизреченном и подавая дары исцеления Русской земле… Заступники они за Русскую землю, светильники, сияющие и вечно молящиеся Владыке богу о своих людях».
3. «Заложил он город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах –Святой Богородицы Благовещения, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины… И любил он церковные уставы… и книги любил, читая их часто ночью и днем».
4. « И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам…».
Ответ: ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3.
По какому принципу образованы ряды? Назовите общее для приведенных ниже элементов, объединяющее их:
- Пожилое – Юрьев день – Заповедные лета – Урочные лета – Бессрочный сыск.
Ответ: ______________________________________________________
- Шапка Мономаха – Скипетр – Держава – Барма – Золотая цепь
Ответ:_______________________________________________________
- Создание приказов – положение о службе – отмена кормлений – созыв Земского собора – Судебник
Ответ:_______________________________________________________
Задание № 4.
Когда и почему средний москвич жил богаче: в 1600 или в 1620 году? Когда он чувствовал себя более несчастным?
Ответ:___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5.
Каким крестьянам жилось лучше в 1660 году: помещичьим, монастырским, боярским, черносошным? Объясните почему?
Ответ: ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6.
Об этом русском городе когда-то в народе говорили: «С одной стороны –море, с другой –горе, с третьей – «мох», с четвертой – «ох»!
Ответ: ____________________________________________________________________________
Задание № 7.
Составление генеалогической схемы.
Составьте генеалогическую таблицу, используя ВСЕ предложенные имена.
Петр I, Петр II, Петр III, Алексей Михайлович, Федор, Наталья Нарышкина, Мария Милославская, Иван, Софья, Алексей, Евдокия Лопухина, Елизавета, Анна, Екатерина I, Екатерина II, Анна Иоанновна, Павел I.
Ответ: ____________________________________________________________________________
Задание № 8.
Какая крепость в России никогда не была использована по назначению?
- Московский кремль;
- Шлиссельбургская крепость;
- Петропавловская крепость.
Почему? __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание № 9.
Галерея 1812 года.
Определите, кто из героев войны 1812 года, изображен на портретах?
А) _________________ | Б) _________________ | В) _________________ | В) _________________ |
Д) __________________ | Е) ________________ | Ж) ________________ | З) _________________ |
Занесите свои ответы в таблицу:
Задание № 10.
Политическое развитие России в начале XX века.
Прочитайте два фрагмента и определите, к каким общественно-политическим направлениям они относятся, назовите их лидеров.
«Для всякого просвещенного человека не может быть ни малейшего сомнения в том, что все народы, способные к развитию, рано или поздно приходят к представительному порядку. Свобода составляет один из самых существенных элементов, как общественного благосостояния, так и политического могущества, а свобода, естественно, неудержимо ведет к участию народа в решении государственных вопросов».
«Единства народной воли почти никогда не существует, а потому верховная власть в «демократическом» государстве, как правило, имеет те недостатки (шаткость, переменчивость, неосведомленность, капризы, слабость), которые в монархии являются исключением. Единство воли в отдельной личности столь же нормально, как редко и исключительно в массе народа. В организации же самого управления монархия единственно способна охранить самостоятельность народной массы».
Ответ:_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 11.
Революция 1905 года.
Расположите в хронологической последовательности:
1) Декабрьское вооруженное восстание
2) Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»
3) Восстание на броненосце «Потемкин -Таврический»
4) «Булыгинская дума»
5) Всероссийская октябрьская стачка
Ответ:_______________________________
Задание № 12.
Революция 1905 года.
Дайте объяснение следующим словосочетаниям:
1) «Кровавое воскресенье»
2) «Прогрессивный блок»
3) «Булыгинская дума»
4) «Маленькая победоносная война»
5) «Третьеиюньская монархия»
Ответ: ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 13.
Россия в войнах.
Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы:
Предполагалось, что удар нанесут сразу три фронта: Северный, Западный и Юго-западный. Но в итоге активные действия велись только на юго-западном направлении. Чтобы обмануть противника, командующий юго-западным фронтом приказал рыть траншеи на более 20 участках. В результате противник не смог установить, где же будет нанесен главный удар. Атака сразу началась на 10 участках, она предварялась мощной артиллерийской подготовкой. Один из генералов писал потом, что разгром противника был почти полным. В этих боях впервые была использована тактика одновременного наступления на разных направлениях в масштабах фронта. Но результатами этой операции русское командование практически не воспользовалась.
1. О какой военной операции идет речь? ______________________________________________
2. С кем Россия вела войну?__________________________________________________________
3. Каковы итоги войны?______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 14.
Россия в войнах.
Перед вами имена русских военачальников. Расположите их в соответствующих разделах таблицы:
Капитан I ранга В.Руднев. Генерал П.Ренненкампф. Адмирал С.Макаров. Генерал А.Самсонов. Генерал А.Куропаткин. Генерал Р.Кондратенко. Генерал М.Алексеев. Вице-адмирал З.Рожественский. Великий князь Николай Николаевич. Генерал А.Брусилов.
Русско-японская война | Первая мировая война |
| |
| |
| |
| |
| |
Задание № 15.
Определите имена меценатов.
- Он открыл миру русское искусство. После его знаменитых «Русских сезонов» в Париже мир заговорил о Баксте, Бенуа, Стравинском и русском балете. Поддерживал многих художников и музыкантов, основал журнал «Мир искусства». Как его звали?
- На средства этой семьи были построены университетские клиники, институт для исследования и лечения раковых опухолей, родильный дом, психиатрическая больница. Одна из детских больниц до сих пор носит их имя. Как их звали?
- Эту семью называли «профессиональными благотворителями». Они основали много больниц, училищ, приютов не только в Москве, но и в своём родном Зарайске. Сейчас их имя носит основанный ими Музей театрального искусства в Москве. Назовите их фамилию.
Ответы:_________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 16.
Русская культура.
Если вы соедините образ картины К. Моне и образ зодчества Русского Севера, то сможете назвать проект выдающегося русского архитектора эпохи модерна.
Задание №. 17.
Герои Великой Отечественной войны.
Установите соответствие между героем Великой Отечественной войны и подвигом, который он совершил:
ИМЯ | ПОДВИГ |
1) | Талалихин Виктор Васильевич | А) | Рядовой, закрыл грудью амбразуру немецкого ДОТа. |
2) | Матросов Александр Матвеевич | Б) | Сержант, водрузил знамя победы над Рейхстагом. |
3) | Гастелло Николай Францевич | В) | Старший лейтенант, сбил в одном бою 9 немецких самолетов. |
4) | Горовец Александр Константинович | Г) | Младший лейтенант, совершил первый ночной таран в небе Москвы. |
| | Д) | Капитан, таранил на своем подбитом бомбардировщике механизированную колонну немцев. |
Задания для развёрнутых ответов.
Задание № 18.
Экономика.
- По какому принципу подобраны нижеприведенные понятия ?
- Составьте небольшой текст (не более 10 предложений) со словами из этого перечня:
Многоукладность, модернизация, монополия, экстенсивный путь.
Ответ: ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №. 19.
Внешняя политика России в XVIIIвеке.
Почему Северная война после Полтавской битвы продолжалась еще долгие 12 лет? Можно ли было сократить этот срок? Дайте соответствующий совет Петру.
Ответ:_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 20.
Работа с документом. Биография исторического деятеля.
Прочитайте краткую биографию российского политического деятеля и ответьте на вопросы:
а) назовите его фамилию
б) к какой партии он принадлежал
в) каково было его отношение к революции 1905 года
г) был ли он избран в 3-ю Государственную Думу
«Осенью 1907 года Москва кипела. В столице шли выборы в 3-ю Государственную Думу. Особое внимание привлекал кандидат в депутаты, не уступавший в красноречии даже прославленной на всю Россию звезде московской адвокатуры, "московскому Демосфену" Плевако. Это был представительный господин с изящной французской бородкой, 45 лет.
Еще в детстве он проявил качества, унаследованные от матери-француженки: предприимчивость, энергию и склонность к рискованным предприятиям. За что был прозван "шалым". Гимназистом хотел бежать на русско-турецкую войну за освобождение Болгарии. Окончил историческое отделение историко-филологического факультета Московского университета, а после занимался в Берлинском и Гейдельбергском университетах.
В 1895 вместе с братом Фёдором совершил неофициальную поездку по территории Османской империи, охваченным антиармянскими волнениями, в 1896 — предпринимает путешествие в Тибет, в 1900 они добровольцами участвовали на стороне буров в англо-бурской войне 1899—1902 гг. В 1903 накануне свадьбы уехал драться в Македонию во время антитурецкого восстания. А в русско-японскою войну он был представителем Красного Креста, не бросил госпиталь с ранеными солдатами, когда японцы заняли Мукден.
В начале первой мировой войны на фронте в качестве особоуполномоченного Российского общества Красного Креста, занимался организацией госпиталей. Был одним из организаторов и председателем Центрального военно-промышленного комитета, членом Особого совещания по обороне. Активно участвовал в событиях 1917г. Занимался предпринимательством будучи представителем известной московской купеческой фамилии (его состояние исчислялось более чем 600 тыс. рублями). После октябрьского переворота покинул Россию, умер в эмиграции и похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
По словам критически относившегося к нему графа С.Ю. Витте, он был «любитель сильных ощущений и человек храбрый».
Ответ: а) ______________________________________________________
б) ______________________________________________________
в) _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
г) _____________________________________________________________________