Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Устав ГУО "Средняя школа № 190 г. Минска"

Минский горисполком

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Регистрационный номер 191121406

12.01.2023           О.В. Воробей

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ управления по образованию администрации Первомайского района г.Минска

01.09.2022 №1-6/312

 

УСТАВ

Государственного учреждения образования

 

«Средняя школа № 190 г. Минска»

СТАТУТ

Дзяржаўнай установы адукацыі

 

«Сярэдняя школа № 190 г. Мінска»

 

 

 

 

(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2022 г.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Учреждение образования действует на основании устава.

Настоящий устав является новой редакцией устава государственного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа №190 г.Минска» (далее - Устав), зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №191121406, на основании решения Минского городского исполнительного комитета от «16» июля 2009 года №1646 «О создании государственных учреждений образования».

2. В соответствии с решением Мингорисполкома от 20 сентября 2011 года №2698 государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа №190 г.Минска» переименовано в государственное учреждение образования «Средняя школа №190 г.Минска» (далее – Школа).

3. Полное наименование Школы:

на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыі “Сярэдняя школа №190 г.Мінска”;

на русском языке – государственное учреждение образования «Средняя школа   №190 г.Минска».

4. Сокращенное наименование Школы

на белорусском языке – сярэдняя школа №190 г.Мінска;

на русском языке – средняя школа №190 г.Минска.

5. Место нахождения Школы (юридический адрес): 220141, г.Минск, ул. Никифорова, 19.

6. Учредителем является Управление по образованию администрации Первомайского района г. Минска (далее – Учредитель). Юридический адрес Учредителя: 220012, г.Минск, пер. К. Чорного, 7.

7. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования, вид учреждения образования– средняя школа.

8. Школа создана в форме учреждения на основе коммунальной собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой из местного бюджета, и входит в систему общего среднего образования.

9. В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

10. Школа является юридическим лицом, имеющим в оперативном управлении обособленную часть государственной собственности, самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам, используя находящиеся в ее распоряжении денежные средства, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.Школа приобрела права юридического лица с момента государственной регистрации.

11. Школа имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием, бланки со своим наименованием.

12. Изменения и дополнения в устав Школы вносятся после их утверждения в порядке, установленном действующим законодательством.

13. Основными направлениями деятельности Школы являются:

       обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования;

обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития;

создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании;

деятельность по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

14. Основным языком обучения и воспитания в школе является русский язык. По решению Учредителя, с учетом пожеланий учащихся (законных представителей), с учетом возможностей Школы могут открываться классы с белорусским языком обучения.

Изучение белорусского, русского языков в Школе является обязательным, за исключением отдельных категорий детей, для которых изучаемые языки определяются нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.

15. Обязательный для изучения в Школе иностранный язык - английский язык.

Школа может предоставлять возможность для изучения учащимися других иностранных языков на факультативных занятиях, а также на занятиях по дополнительному образованию на платной основе в порядке, определённом законодательством.

16. Целью деятельности Школы является формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности учащегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.

17. Предметом деятельности Школы является образовательная деятельность и иная деятельность, осуществляемая в сфере образования при реализации образовательных программ общего среднего образования: образовательная программа начального образования, образовательная программа базового образования, образовательная программа среднего образования и может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования, изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования. Школа может реализовывать образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования (образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью), образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, создавать условия для организации учебно-тренировочного процесса в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса. В рамках программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, обеспечивается участие в реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, реализации плана защиты прав и законных интересов ребенка.

18. Школа может осуществлять следующие виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утверждённым постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 05 декабря 2011 года №85:

85200 – начальное образование;

85310 – общее среднее образование;

85510 – образование в области физической культуры, спорта и отдыха;

85520 – образование в области культуры;

85590 – прочие виды образования, не включенные в другие группы;

85600 – вспомогательные образовательные услуги;

91011 — деятельность библиотек;

68200 – сдача в наем собственного и арендуемого недвижимого имущества;

иные виды, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ШКОЛЫ

19. Материально-техническую базу Школы составляют земельный участок, здание, оборудование и иное имущество.

20. Имущество Школы находится в собственности Минского городского исполнительного комитета (далее – Мингорисполком).

21. Имущество передано Школе на праве оперативного управления и относится к коммунальной собственности. Школа не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ней имуществом и имуществом, приобретённым за счет средств, выделенных ему по бюджетной смете.

Школа в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет право владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством и в соответствии с целями своей деятельности. Помещения Школы, необходимое учебно-наглядное оборудование, инвентарь эксплуатируются в соответствии с требованиями правил охраны труда, правил пожарной безопасности, правил безопасности, санитарных правил и норм.

22. Школа не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками – кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.

23. Школа может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с актами законодательства: реализация образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи на платной основе, образовательных программ дополнительного образования взрослых на платной основе и иное.

24. Дополнительными источниками финансирования Школы являются:

средства, полученные от приносящей доходы деятельности: оказания платных образовательных услуг и иное;

средства попечительского совета;

добровольные пожертвования юридических и физических лиц;

безвозмездная (спонсорская) помощь иных источников, не запрещенных актами законодательства.

Спонсорами Школы могут быть учреждения, организации, а также частные лица, заинтересованные в ее становлении и развитии.

25. Средства, полученные в результате осуществления приносящей доходы деятельности поступают в самостоятельное распоряжение Школы, расходуются в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь и Уставом.

26. Финансирование Школы осуществляется за счет средств местного бюджета на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного учащегося для данного типа и вида учреждения образования. Привлечение Школой дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров ее финансирования из бюджета.

27. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Школы осуществляются за счет бюджетных средств, а также средств, полученных от приносящей доходы деятельности, средств попечительского совета, безвозмездной (спонсорской) помощи, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, иных источников, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

РАЗДЕЛ III. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

28. Управление Школой осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

29. Непосредственное управление школой осуществляет руководитель учреждения образования (далее - директор школы), который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Учредителем в порядке, установленном законодательством.

30. Директор и заместители директора по учебной, воспитательной, хозяйственной работе организуют исполнение законодательства Республики Беларусь, решений государственных органов управления по образованию администрации района, Мингорисполкома.

31. Директор школы:

действует от имени Школы без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;

издает приказы и другие распорядительные документы, обязательные для исполнения всеми работниками Школы;

выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своих полномочий;

заключает договоры, в том числе на оказание услуг учащимся и их законным представителям, гражданам, а также организациям;

в установленном порядке приобретает, арендует, заказывает оборудование и иные материальные ресурсы у юридических и физических лиц по безналичному расчету, выдает доверенности, заключает договоры с организациями и физическими лицами на выполнение различных видов работ по текущему ремонту Школы, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений.

утверждает штатное расписание Школы в пределах выделенных ассигнований и в соответствии с типовыми штатами по согласованию с планово-экономическим отделом Центра по обеспечению деятельности управления по образованию администрации Первомайского района г. Минска и подведомственных организаций;

осуществляет прием и увольнение работников Школы, в установленном порядке, определяет их обязанности, утверждает их должностные (рабочие) инструкции.

Иные полномочия директора школы устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь.

32. Оплата труда директора школы, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

33. Права и обязанности заместителей директора определены в должностных инструкциях, разработанных в установленном законодательством порядке.

34. Директор школы в управленческой деятельности взаимодействует с органами самоуправления Школы.

35. Основным органом самоуправления Школы является педагогический совет, возглавляемый директором школы.

36. В Школе также могут создаваться иные органы самоуправления: попечительский совет, методический совет, родительский комитет, ученический совет.

Положения о данных органах самоуправления утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Компетенция, состав и организация деятельности данных органов самоуправления определяются в соответствии с действующими актами законодательства Республики Беларусь.

37. В целях социального становления, развития и самореализации работников Школы, охраны и защиты их прав и законных интересов члены трудового коллектива в соответствии с актами законодательства может создаваться первичная профсоюзная организация, которая выбирает профсоюзный комитет, являющийся представителем работников Школы и действующий на принципах социального партнёрства.

38. Коллегиальным органом, полномочным принимать решения в сфере трудовых отношений и общественной деятельности трудового коллектива Школы, является общее собрание трудового коллектива.

Общее собрание трудового коллектива принимает решения по результатам обсуждения:

коллективного договора между руководителем и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации Школы, иных локальных правовых актов;

вопросам иного характера, относящихся к деятельности трудового коллектива.

Решения общего собрания трудового коллектива в сфере трудовых отношений и общественной деятельности трудового коллектива обязательны для исполнения членами трудового коллектива.

ГЛАВА IV. ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ ШКОЛЫ

39. Учредитель в рамках своей компетенции:

осуществляет контроль за обеспечением качества общего среднего образования, охраны детства в Школе;

подбирает кандидатуру и осуществляет деятельность по назначению на должность директора;

организует повышение квалификации и переподготовку директора и специалистов Школы;

принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации Школы в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;

в случае прекращения деятельности Школы принимает меры по переводу учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних учащихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие программы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;

определяет язык обучения и воспитания, обязательный для изучения иностранный язык в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь;

согласовывает учебные планы Школы;

обеспечивает Школу учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими и другими средствами обучения, основной школьной документацией;

формирует материально-техническую базу Школы, обеспечивает ее обновление и развитие в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь;

обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Школы;

согласовывает внесение изменений и дополнений в структуру и штатное расписание Школы;

осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств;

устанавливает контрольные цифры приема в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

может устанавливать меньшую наполняемость по сравнению                               с предусмотренной действующим законодательством, по согласованию                             с соответствующими государственными органами;

осуществляет иные права и обязанности, предусмотренные актами законодательства и настоящим Уставом.

ГЛАВА V. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

40. Образовательная деятельность Школы строится на основе принципов государственной политики в области образования, образовательных стандартов, современных образовательных и информационных технологий, на педагогически обоснованном выборе форм, методов, средств обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны, достижения мировой культуры, а также в соответствии с целями и задачами Школы, с учетом интересов и способностей учащихся, их опыта.

Обучение, воспитание и развитие учащихся обеспечиваются педагогическим коллективом во взаимодействии с законными представителями учащихся, иными заинтересованными организациями.

41. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, учебно-программной документацией и включает в себя теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу, самостоятельную работу, аттестацию учащихся.

42. Основные требования к организации образовательного процесса: обеспечение качества образования; компетентностный подход; охрана жизни и здоровья учащихся; соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации учащихся; соблюдение санитарно-эпидемиологических требований; создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь; создание условий для развития творческих способностей учащихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности; обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказание им психологической помощи; оказание педагогической поддержки детским и молодёжным общественным объединениям; создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии и возраста обучающихся.

43. Общее среднее образование включает три ступени: I, II и III ступени. Сроки получения общего среднего образования:

I ступень – начальное образование (I – IV классы) – 4 года;

II ступень – базовое образование (V – IX классы) – 5 лет;

III ступень – среднее образование (X – XI классы) – 2 года.

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

Срок обучения в Школе лицом, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования – 11 лет.

44. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, зависит от возможностей освоения ее содержания, структуры и тяжести его физических и (или) психических нарушений и составляет для получения:

I ступень (начальное образование) – от четырех до пяти лет;

II ступень (общее базовое образование)– от девяти до десяти лет;

III ступень (общее среднее образование) – от одиннадцати до двенадцати лет.

Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, зависит от его познавательных возможностей и составляет:

в первом отделении вспомогательной школы - от девяти до двенадцати лет;

во втором отделении вспомогательной школы – девять лет.

Форма получения образования в Школе – очная.

45. На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования, освоение содержания которой является обязательным.

Начальное образование даёт право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.

46. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования, освоение содержания которой является обязательным.

Общее базовое образование даёт право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования.

47. На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования, освоение содержания которого является обязательным.

Общее среднее образование даёт право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Требование обязательности общего среднего образования сохраняется до достижения лицом возраста восемнадцати лет, а также для лиц, достигших такого возраста и осваивающих содержание образовательной программы среднего образования.

При этом требование обязательности общего среднего образования не распространяется на лиц, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

48. Образовательный стандарт начального образования, образовательный стандарт базового образования, образовательный стандарт среднего образования устанавливают требования к результатам освоения соответственно содержания образовательной программы начального образования, образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования, содержанию учебно-программной документации соответствующей образовательной программы общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному допустимому объему учебной нагрузки учащихся. Требования к результатам освоения содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования включают в себя формируемые компетенции учащихся.

Образовательные стандарты общего среднего образования, образовательный стандарт специального образования на уровне общего среднего образования; образовательный стандарт специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

49. Для организации образовательного процесса Школа:

разрабатывает учебные планы на текущий учебный год по четвертям на основе типовых учебных планов;

использует учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

50. Идеологическая и воспитательная работа осуществляется в соответствии с планами и программами воспитания, утверждаемыми в Школе.

51. Образовательный процесс при реализации программы общего среднего образования осуществляется в классах, группах или индивидуально.

52. В классы объединяются учащиеся, как правило, одного возраста для обучения и воспитания по соответствующим учебным планам и учебным программам. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования.

53. Открытие классов осуществляется в зависимости от количества учащихся и с учётом экономической целесообразности.

Наполняемость классов в Школе должна соответствовать требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Решение о наполняемости классов в Школе принимает Учредитель с учетом потребностей граждан, проживающих на территории, закрепленной за Школой, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся.

54. В Школе могут создаваться специализированные по спорту классы, классы, в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне, классы (группы), в которых осуществляется изучение отдельных предметов, модулей в рамках организации профильного обучения, а при организации интегрированного обучения и воспитания – специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания.

55. Классы совместного обучения и воспитания – классы, в которых лица с особенностями психофизического развития совместно с лицами, не имеющими таких особенностей, осваивают содержание образовательных программ общего среднего образования. Порядок создания классов совместного обучения и воспитания, порядок организации образовательного процесса в них определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

56. Наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с требованиями наполняемости классов, установленными пунктами 14, 15 и 18 статьи 273 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

57. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, указанных в главах 59 и 60 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

58. Специализированные по спорту классы – классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса для учащихся организуется учебно-тренировочный процесс. Положение о специализированных по спорту классах утверждается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

59. Образовательный процесс организуется индивидуально в случаях, если это предусмотрено учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования, а также на основании решения директора Школы, в соответствии с индивидуальным учебным планом, утвержденном директором. Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию. Порядок организации образовательного процесса индивидуально определяется Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

60. НаII и III ступенях общего среднего образования могут создаваться классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне. Перечень учебных предметов, который предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, определяется руководителем по согласованию с Учредителем и в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования.

61. На III ступени общего среднего образования может вводиться профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических и иных специальностей.

Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий целесообразно осуществлять в шестой школьный день.

62. При реализации профильного обучения на III ступени общего среднего образования в Школе возможно:

объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы.

Порядок и особенности открытия и функционирования в Школе профильных классов на III ступени общего среднего образования регулируется законодательством и нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.

63. Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от изучения отдельных учебных предметов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от изучения отдельных учебных предметов, определяется Министерством здравоохранения. Иные основания для освобождения учащихся от изучения отдельных учебных предметов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

64. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Школу, создаются условия для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения.

65. Образовательный процесс для освоения учащимся содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому организуется Школой по месту жительства (месту пребывания) учащегося или учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования на дому.

66. В целях социализации учащегося, осваивающего содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, учебные занятия могут организовываться на дому или в сочетании учебных занятий на дому и в учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому.

67. Решение об освоении содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, организации учебных занятий на дому или на дому и в Школе принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося, на основании заявления учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося и заключения врачебно-консультационной комиссии.

68. Порядок организации освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

69. Формами организации образовательного процесса в Школе являются учебное занятие, занятие. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие. К учебным занятиям относятся урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия. К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), практические занятия, общественно полезный труд.

Учебные занятия, занятия могут проводиться по сменам.

Учебное проектирование – учебные занятия, предполагающие самостоятельную деятельность учащегося или группы учащихся для практического решения научной, технической, художественной, социальной или иной значимой проблемы с последующим публичным представлением и обсуждением результатов.

Учебно-полевые сборы – учебные занятия, направленные на формирование умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

В соответствии с запросами учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся и возможностями Школы факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию учащихся, совершенствованию их двигательной активности.

Стимулирующие занятия – занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.

Поддерживающие занятия – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных предметов). 

Практические занятия – занятия, направленные на овладение определенными видами профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд – занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.

Порядок организации занятий, указанных определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

70. Учащиеся с учетом мнения их родителей или других законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах учебных часов компонента Школы.

71. Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения учебных занятий. Факультативные занятия в V-XI классах могут проводиться в шестой школьный день.

72. В Школе в порядке, определяемом учреждением образования, проводятся образовательные мероприятия (олимпиады, конкурсы, турниры, фестивали, семинары, конференции, иные мероприятия) в целях выявления и поддержки одаренных и талантливых учащихся с учетом многообразия их интересов и возможностей, содействия взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательного процесса.

73. В школе для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, развития у них творческих способностей могут открываться группы продленного для учащихся I–IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Решение о наполняемости группы продленного дня в Школе принимается его Учредителем или уполномоченным органом. Количество учащихся в группах продленного дня не должно превышать наполняемость классов.

74. Образовательный процесс в Школе организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IXи XIклассов – с 1 сентября по 25 мая.

Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.

75. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.

Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее тридцати семи календарных дней.

Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших обучение и воспитание в IX классе на II ступени общего среднего образования, продолжительность летних каникул должна быть не менее 10 календарных недель.

76. Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

77. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день.

78. Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели.

79. Учебные занятия при реализации образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут реализовываться образовательные программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.

80. Ежедневное количество учебных занятий в Школе и их последовательность определяется расписанием учебных занятий, которое составляется с учетом требований санитарных правил, норм, гигиенических нормативов. Расписание учебных занятий утверждается директором Школы.

81. Длительность учебных занятий в I классах - 35 минут, во II – XI – 45 минут.

82. Продолжительность перемен между учебными занятиями определяется исходя из конкретных условий труда Школы, необходимости организации питания учащихся и их отдыха в соответствии с требованиями санитарных правил, норм, гигиенических нормативов.

83. Трудовая деятельность учащихся может включать общественно полезный труд, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных трудовых объединениях в течение учебного года и в каникулярное время.

84. Образовательный процесс по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» может быть организован на базе Центра допризывной подготовки, определённого Учредителем.

85. Образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» на 3 ступени общего среднего образования в целях организации профессиональной подготовки учащихся и по решению Учредителя может быть организован в учреждении профессионально-технического образования.

86. Учащийся, который самостоятельно усвоил материал, предусмотренный учебными программами по учебным предметам соответствующего (следующего) класса, или учащийся, который обучался по индивидуальному учебному плану, может быть досрочно переведен в следующий класс в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

87. Школа ведёт учёт детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, в порядке, определённом Правительством Республики Беларусь.

88. Общие требования к приёму лиц для получения общего среднего образования: местные исполнительные и распорядительные органы закрепляют за Школой (для получения общего базового образования) территорию соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы в целях обеспечения проживающим на этой территории гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, доступа к его получению.

Преимущественное право при приеме (зачислении) в Школу имеют лица, проживающие на территории, за которой закреплено соответствующее учреждение образования. В приеме (зачислении) в Школу лицу, проживающему на территории, за которой закреплено это учреждение образования, может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в Школу могут приниматься (зачисляться) лица независимо от места их жительства. Сроки и порядок приема (зачисления) в школу на свободные места лиц, не проживающих на территории, за которой закреплена Школа, определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

В случае отсутствия свободного места в Школе лицо, законный представитель несовершеннолетнего лица, проживающие на территории, за которой закреплена Школа, обращаются в иное учреждение образования или структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования на территории административно-территориальной (территориальной) единицы по месту проживания лица, законного представителя несовершеннолетнего лица.

89. Прием (зачисление) лиц в Школу для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.

90. Прием (зачисление) лица, достигшего возраста четырнадцати лет, в Школу для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления и с согласия одного из его законных представителей при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья, справки об обучении, если иное не установлено Кодексом Республики Беларусь об образовании.

От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем.

91. В Школу для освоения содержания образовательной программы среднего образования принимаются (зачисляются) лица, получившие общее базовое образование.

Прием (зачисление) лиц в X класс для освоения содержания образовательной программы среднего образования, образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема, в XI класс – при наличии свободных мест.

В случаях, предусмотренных статьей 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, прием (зачисление) лица для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется также по конкурсу на основании результатов: отбора лиц, способных достичь высоких спортивных результатов в отдельном виде спорта, и с учетом состояния здоровья; итоговой аттестации по учебным предметам, которые в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования изучаются на повышенном уровне в X и XI классах в рамках организации профильного обучения, и среднего балла итоговой аттестации в год приема (зачисления). К участию в конкурсе в случаях, указанных в абзацах третьем–шестом части первой настоящего пункта, не допускаются лица, имеющие по результатам итоговой аттестации в учебном году, предшествующем году приема (зачисления), неудовлетворительную оценку поведения.

92. Порядок приема (зачисления) лиц для освоения содержания образовательной программы среднего образования, образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения в Школу, в том числе условия и порядок допуска к участию в конкурсе лиц, изъявивших желание участвовать в нем, перечень учебных предметов, по которым победители образовательных мероприятий по учебным предметам в соответствии со статьей 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании имеют право на прием (зачисление) в Школу вне конкурса, сроки формирования контингента учащихся, перечень документов, которые, предъявляются при приеме (зачислении) в Школу, определяются Правилами приема лиц для получения общего среднего образования в средних школах.

93. Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования.

94. При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Критерии оценки поведения учащихся определяются Министерством образования Республики Беларусь.

95. Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения по заявлению их законных представителей и решению педагогического совета Школы.

96. Итоговая аттестация проводится по учебным предметам, модулям по завершении учебных занятий в учебном году, обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.

Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводится по результатам итоговой аттестации по завершении учебных занятий в учебном году и итоговых испытаний по отдельным учебным предметам, модулям. Перечень учебных предметов, модулей, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, виды, формы и сроки проведения итоговых испытаний ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проводится по результатам итоговой аттестации по завершении учебных занятий в учебном году и итоговых испытаний по отдельным учебным предметам, модулям. Итоговые испытания по отдельным учебным предметам могут проводиться в виде централизованного экзамена. Перечень учебных предметов, модулей, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, виды, формы и сроки проведения итоговых испытаний, в том числе основной и иной сроки, резервные дни проведения централизованных экзаменов, ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

Учащиеся проходят итоговые испытания в виде централизованного экзамена в пунктах проведения централизованных экзаменов, определяемых Министерством образования Республики Беларусь. Порядок организации и проведения централизованных экзаменов определяются Министерством образования Республики Беларусь.

97. Учащиеся по медицинским основаниям могут быть освобождены от итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Учащиеся могут быть освобождены от итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования по иным основаниям. Иные основания для освобождения учащихся от итоговых испытаний устанавливаются Министерством образования. Порядок проведения итоговой аттестации учащихся, освобожденных от итоговых испытаний, определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

98. Учащимся, имеющим положительные результаты итоговой аттестации по завершении учебных занятий в учебном году, которые несогласны с годовой отметкой, предоставляется право на пересмотр этой годовой отметки, но не более чем по двум учебным предметам, модулям.

99. Учащимся, за исключением проходящих итоговые испытания в виде централизованного экзамена, выезжающим в организованном порядке на оздоровление в санаторно-курортные и оздоровительные организации в сроки, установленные для проведения итоговых испытаний, или учащимся, которые не могут присутствовать на итоговых испытаниях по причине заболевания, или учащимся, не явившимся на итоговые испытания, или учащимся с неудовлетворительными результатами итоговой аттестации предоставляется право на прохождение итоговой аттестации в иные сроки, определяемые Министерством образования Республики Беларусь. Учащимся, проходящим итоговые испытания в виде централизованного экзамена, выезжающим в организованном порядке на оздоровление в санаторно-курортные и оздоровительные организации в сроки, установленные для проведения итоговых испытаний, или учащимся, которые не могут присутствовать на итоговых испытаниях по причине заболевания, или учащимся, не явившимся на итоговые испытания по иной уважительной причине, предоставляется право на прохождение итоговой аттестации в виде централизованного экзамена в иные сроки и резервные дни проведения централизованных экзаменов.

100. Виды итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, порядок перевода в следующий класс, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам, модулям, условия и порядок допуска учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, основания для освобождения учащихся от итоговых испытаний, предоставления права прохождения итоговой аттестации в иной срок, порядок пересмотра годовой отметки, создания и функционирования экзаменационных комиссий, порядок проведения итоговой аттестации в части, определяются также Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования или его вида.

101. Документами государственного образца, подтверждающими освоение учащимися содержания образовательной программы базового образования, являются свидетельство об общем базовом образовании, свидетельство об общем базовом образовании с отличием. Документами государственного образца, подтверждающими освоение учащимися содержания образовательной программы среднего образования, являются аттестат об общем среднем образовании, аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью. Документы об образовании, указанные в настоящем пункте, выдаются учащимся, которые освоили содержание образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования, в том числе успешно прошли аттестацию.

102. При выдаче аттестата об общем среднем образовании учащиеся, имеющие за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования примерное поведение и по одному или двум учебным предметам годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов, а по иным учебным предметам годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или "зачтено", могут награждаться похвальными листами. Решение о награждении учащегося похвальным листом принимается руководителем Школы.

103. Образцы документов об обучении, порядок их заполнения, учета и выдачи определяются Министерством образования Республики Беларусь. Документы об обучении, выдаваемые в Школе:

         свидетельство о специальном образовании;

свидетельство о специальном образовании выдается обучающимся, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

справка об обучении выдается лицам, не завершившим освоение содержания образовательных программ, при досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении) и иное, в соответствии со статьей 91 Кодекса республики Беларусь об образовании;

иное, в соответствии со статьей 91 Кодекса республики Беларусь об образовании.

104. Школа на основании статьи 3, пункта 5 Кодекса Республики Беларусь об образовании обеспечивает реализацию права на получение общего среднего образования несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно проживающими в Республике Беларусь, а также несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь.

105. Порядок проведения аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, определяется педагогическим советом Школы.

106. Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые временно находятся или временно проживают в Республике Беларусь, при получении общего среднего образования осуществляется в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

107. В Школе создается комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника является обязательным для всех участников образовательных отношений в Школе. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника может быть обжаловано у Учредителя. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника после обжалования у Учредителя может быть обжаловано в суде. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по разрешению конфликта интересов педагогического работника и их исполнения устанавливается Министерством образования.

РАЗДЕЛ VI. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ИНЫЕ РАБОТНИКИ ШКОЛЫ

108. К участникам образовательного процесса относятся учащиеся, педагогические работники, законные представители несовершеннолетних учащихся.

109. Порядок приема, перевода, отчисления ивосстановления, учащихся определяется законодательством Республики Беларусь.

110. Учащийся - лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы общего среднего образования.

111. Учащиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами;

одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

обучение и воспитание в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных Кодексом;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

коррекционно-педагогическую помощь в Школе;

пользование учебниками и учебными пособиями;  

каникулы;

бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой Школы;

получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов Школы;

получение платных образовательных услуг;

поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;

участие в управлении Школы;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся;

иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;

обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.

Иные права учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Школы.

112. Учащиеся обязаны:

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;

бережно относиться к имуществу Школы.

Иные обязанности учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Школы.

113. Мерами социальной защиты учащихся являются:

пользование учебниками и учебными пособиями;

обеспечение питанием;

охрана жизни и здоровья.

114. Основания для привлечения учащихся Школы к дисциплинарной ответственности:

опоздания или неявка без уважительных причин на учебные занятия;

нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса;

неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника, основанное на акте законодательства, настоящем Уставе, ином локальном правовом акте Школы;

оскорбление участников образовательного процесса;

распространение информации, наносящей вред здоровью учащихся;

порча зданий, сооружений, оборудования или иного имущества Школы;

нарушение требований законодательства о пожарной безопасности;

распитие алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ либо появление в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в помещениях и на территории Школы;

курение, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в помещениях и на территории Школы;

иные противоправные действия.

115. К дисциплинарной ответственности привлекаются учащиеся, достигшие к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а к учащимся из числа лиц с психофизическими особенностями – с семнадцати лет.

116. К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

117. За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) по основаниям, предусмотренным подпунктами 5.10–5.13 и 5.16 пункта 5 статьи 68 Кодекса об образовании Республики Беларусь.

118. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к:

учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования;

учащемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.

119. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей учащимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

120. Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления к несовершеннолетнему учащемуся допускается только после уведомления комиссии по делам несовершеннолетних администрации Первомайского района.

121. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору Школы. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение учащегося.

122. Дисциплинарные взыскания к учащемуся применяются в соответствии со статьями 122-128 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

123. Законными представителями несовершеннолетних учащихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

124. Законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в управлении Школы;

защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений; получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся.

Иные права законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Школы.

125. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:

обеспечивать условия для получения образования и развития учащихся; уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся.

Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Школы.

Законные представители учащихся Школы в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.

126. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и осуществляют руководство образовательной деятельностью Школы, его структурных подразделений).

127. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также должностными инструкциями, трудовыми договорами (контрактами).

128. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью; имеющие судимость, которая не снята и не погашена; признанные недееспособными или ограниченно дееспособными; не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности.

129. При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, предусмотренных в пункте 99, осуществление педагогической деятельности прекращается в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

130. Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в экспериментальной, инновационной, международной деятельности Школы;

участие в управлении Школой;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности, научной, экспериментальной, инновационной деятельности в системе образования;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит актам законодательства Республики Беларусь;

иные социальные гарантии, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.

131. Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы; уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию; пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся;

обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;

исполнять положения Устава;

иные обязанности педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Школы.

132. В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:

реализовывать государственную политику в сфере образования;

строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег;

добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности;

формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни;

быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения;

проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях;

в рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации;

способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе;

соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;

внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

133. Педагогические работники, учащиеся, их законные представители в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за повреждение помещений, учебного оборудования, инвентаря и иного имущества.

134. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

135. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.

136. К иным работникам Школы относятся работники, не являющиеся педагогическими.

137. Права и обязанности иных работников Школы устанавливаются актами законодательства, Уставом и иными локальными правовыми актами Школы, заключенными с ними трудовыми договорами.

ГЛАВА VII. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ШКОЛЫ

 138. Организационно-штатная структура Школы утверждается директором по согласованию с Учредителем на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.

     139. Трудовые отношения работников в Школе регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

140. Прием на работу в Школу и увольнение педагогических и иных работников осуществляет директор.

141. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимое образование с представлением соответствующих подтверждающих документов.

142. Оплата труда работников Школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством (исходя из тарифной ставки) и положениями о материальном стимулировании.

143. Аттестация педагогических работников школы осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

144. Трудовые книжки всех работников Школы ведутся и хранятся в Школе.

ГЛАВА VIII. СВЕДЕНИЯ О ФИЛИАЛАХ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ, ИНЫХ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ШКОЛЫ

145. Структура Школы формируется самостоятельно по согласованию с Учредителем.

146. В структуру Школы входят следующие структурные подразделения: библиотека, пункт коррекционно-педагогической помощи,также могут быть другие структурные подразделения, предусмотренные законодательством.

147. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основе положений, утверждённых Министерством образования Республики Беларусь, в соответствии с требованиями актов законодательства.

148. В Школе могут также создаваться различные службы, положения о которых утверждаются директором.

ГЛАВА IX. ДРУГИЕ СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ АКТАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ УЧРЕДИТЕЛЕМ

149. Школа имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования на основе международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключенных между Школой и организацией иностранного государства;

подготовку детей к обучению на I ступени общего среднего образования;

организацию обучения и воспитания для получения общего среднего образования на дому теми учащимися, которые по медицинским показаниям временно либо постоянно не могут посещать Школу;

организацию обучения и воспитания в условиях организаций охраны здоровья тех учащихся, которые усваивают содержание образовательных программ общего среднего образования и находятся на лечении либо оздоровлении в санаторно-курортных и оздоровительных организациях;

экспериментальную и инновационную деятельность;

осуществлять иные права в соответствии с актами законодательства.

150. Лицензирование деятельности Школы, ее аккредитация и подтверждение аккредитации осуществляются в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.

151. Экспериментальная и инновационная деятельность Школы осуществляется в соответствии Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь.

152. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

153. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законодательством Республики Беларусь, Школа может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, реализуется с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.

154. Школа осуществляет следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию: охранная деятельность.

155. Международное сотрудничество в сфере образования направлено на получение образования гражданами Республики Беларусь в организациях иностранных государств, иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, в учреждениях образования Республики Беларусь, иных организациях системы образования Республики Беларусь, на обмен обучающимися, педагогическими работниками, а также на участие в международных образовательных мероприятиях.

156. Школа имеет право по согласованию с Учредителем устанавливать прямые связи с органами управления образованием и учреждениями образования зарубежных стран, международными организациями в целях обмена опытом, проведение совместных мероприятий (конференций, лагерей учащихся и др.).

157. В Школе не допускается:

создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели;

создание и анонимная или иная противоречащая законодательству Республики Беларусь деятельность религиозных организаций.

158. В порядке, установленным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, Школа может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа по вопросам воспитания. Основанием такого взаимодействия являются письменные заявления учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся).

159. Школа обязана:

обеспечивать качество образования;

осуществлять разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

производить подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

совершенствовать материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создавать безопасные условия при организации образовательного процесса;

осуществлять разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся; правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования;

обеспечивать моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования, меры социальной защиты обучающихся;

создавать необходимые условия для организации питания и медицинской помощи учащихся;

участвовать в формировании контрольных цифр приема;

обеспечивать ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, уставом, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;

содействовать уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования;

ознакомление законных представителей несовершеннолетних при приеме (зачислении) в Школу со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами Школы, содержащими права и обязанности обучающихся, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;

патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в этих учреждениях образования в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь;

содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

осуществлять иные обязанности в соответствии с актами законодательства.

160. Школа осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов деятельности, представляет в установленном порядке статистическую отчетность, а также оперативную информацию о результатах хозяйственной деятельности уполномоченному органу.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется бухгалтерией Центра по обеспечению деятельности управления по образованию администрации Первомайского района г. Минска и подведомственных организаций на договорных началах.

161. Школа ведет архивное дело и делопроизводство в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

162.  Государственный контроль за обеспечением качества образования осуществляется уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

163.  Письменная отчетность вышестоящим органам управления пообразованию администрации Первомайского района г. Минска представляется в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.

164. За непредставление и искажение государственной отчетности, нарушение сроков ее представления должностные лица Школы несут установленную законодательством ответственность.

165.   Ревизия деятельности Школы проводится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА X. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ШКОЛЫ

166. Реорганизация и ликвидация Школы осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

167. Решения об изменении вида, о реорганизации, ликвидации Школы принимаются Учредителем на основании оценки последствий принятия таких решений с учетом количества лиц, подлежащих обучению и воспитанию на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.

ГЛАВА XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

168. Настоящий Устав вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

169. Изменения и дополнения в настоящий Устав утверждаются приказом Учредителя и подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Разделы сайта